Скурко Евгения Романовна
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РБ. Родилась в Куйбышеве. Окончила теоретико-композиторский фак-тет МГК им. П.И. Чайковского в 1970 г. (класс доктора искусствоведения, профессора В. П. Бобровского), в 1977 г. – аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных, в 1979 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В. П. Бобровский). С 1999 по 2003 гг. – докторант МГК им. П. И. Чайковского (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Е. Б. Долинская). В 2004 г. защитила диссертацию на соиск. уч. степ. докт. иск. На кафедре теории музыки УГАИ работает с 1971 года. Многократно выезжала за рубеж с лекциями (Финляндия, США, Германия). Член Союза композиторов РФ и РБ, объединенного диссертационного совета МаГК им. М.П.Мусоргского. С 2002 г. проводит ежегодные мастерклассы в ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, ведет аспирантов.
Ученики
Научный руководитель более 35 дипломных работ, ряда дисс. … исследований: Г. З. Дайновой (канд. пед. наук), Аппалоновой И.В. (канд.иск.), Желтировой А.А., Шайхутдинова Р.Ю. (канд. иск.).
Труды
О роли вариантно-вариационного метода развития в инструментальной музыке С. Рахманинова: Дис. … канд. иск. – М., 1978; Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. – Уфа, 1997; Стилевые проблемы башкирской музыки: Дисс. … докт. иск. – М., 2003; Башкирская академическая музыка: традиции и современность: Опубликовано 12 научных статей. Среди них: Творчество Романа Леденева // Композиторы Российской Федерации. – М., 1994. – Вып. 5; Традиции и современность в башкирском музыкальном театре конца 70-х – 80-х годов // Музыкальный театр. Пути и перспективы. – М., 1996; The Foundation of Taneev’s Mаthematical Concept in The Movable Counterpoint of Strict Stile // Sonus: A Journal of Investigation into Global Musical Possibilities: Math and Music. – Vol.16. – №1. – Cambridge, USA. – 1996; Творчество С.Рахманинова и некоторые проблемы развития национальных музыкальных культур // Сергей Рахманинов: История и современность / Материалы научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2005; Творчество Шостаковича и пути развития национальных музыкальных культур бывшего СССР // Д.Д.Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора. – М. – Композитор. – 2007; Некоторые аспекты трактовки мотива дороги в творчестве Рахманинова // Рахманинов – национальная память России / Материалы 1У Международной научно-практической конференции 26 – 28 мая 2008 г. – Тамбов – 2008; Рефлексии о Бахе Романа Леденева // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование / Сборник статей по материалам Международной научной конференции. – Ред.-сост. Е.Р.Скурко. – Уфа, 2008. – 0,6 п.л.; Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур // Музыка народов мира: проблемы изучения / Материалы международных конференций. - Вып. 1. – М., 2009; Творчество Г. Свиридова и некоторые пути развития национальных культур в ХХ веке // Свиридовские чтения: Г.В.Свиридов и судьбы русской культуры (к 10-летию со дня смерти композитора). – Курск, 2009; Современная башкирская музыка: к вопросу самоидентификации // Композитор в современном мире / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2009; Рефлексии по поводу фестиваля «Между Волгой и Уралом - 2008». – Научно-критическая статья. – Муз. академия. – 2009, №1; Об интерстилевых взаимодействиях в национальных музыкальных культурах на рубеже ХХ – ХХ1 веков // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже ХХ – ХХ1 вв.: Сб. тр. по материалам конф. 16 – 17 октября 2008 / ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. – М, 2010; К проблеме интерпретации фольклора в современном композиторском творчестве // Муз. академия. – 2010, №4 (0,5 печ. л.); Музыкальное искусство // История Башкирского народа. – Т.5. (1900 – 1930-е гг.) - Уфа: Гилем, 2010; О специфике тембрового мышления современных башкирских композиторов в контексте неофольклорных стилевых тенденций // Памяти Романа Ильича Грубера. В мире истории музыки / Статьи, воспоминания, переписка. – Вып. 3. – Москва: Научно-изд. центр «Московская консерватория им. П.И.Чайковского». – 2011; Симфонизм как отражение эволюции музыкального мышления в национальных культурах ХХ – ХХ1 веков // Музыка в системе культуры. – Сб. статей, вып. 5. – Екатеринбург; Р.Леденев и Г.Свиридов: параллели и пересечения. – Муз. академия. – 2012, №1; К проблеме музыкальной поэтики «новой симфонии» башкирских композиторов // Проблемы муз.науки. – Уфа, 2012. - № 2 (11); Башкирский симфонизм // Очерки по истории башкирской музыки. – Уфа, 2012; Некоторые стилевые тенденции современной башкирской музыки как проявление диалога и полилога культур // Русская музыка в полиэтническом контексте – Материалы Международной научной конференции. – Казань, 2012.