Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Логинова Ирина Валерьевна

Должность доцент
Учёная степень кандидат искусствоведения

Заслуженная артистка Республики Башкортостан (2021).

Родилась в городе Стерлитамаке, БАССР.

Окончила в 2006 г. – УГИИ им. З. Исмагилова (класс домры профессора З.Г. Сафаргалиной); в 2009 г. – ассистентуру-стажировку при УГИИ им. З. Исмагилова (рук. профессор З.Г. Сафаргалина); в 2016 г. – окончила аспирантуру УГИИ им. З. Исмагилова по специальности музыкальное искусство (история музыки, научный руководитель, профессор С.М. Платонова). 

Участник более 20 Международных фестивалей и концертных программ в Австрии, Бельгии, Великобритании, Вьетнаме, Испании, Италии, Казахстане, Узбекистане, Франции. Исполнитель на трёхструнной домре, мандолине, альтовой домре, думбыре-сопрано.

Автор научной монографии «Домровое искусство Башкортостана» (2022) в соавторстве с профессором, кандидатом искусствоведения С.М.  Платоновой.

Ведёт активную концертную деятельность в качестве солистки Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова, артистки Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан (думбыра-сопрано), иллюстратора симфонического оркестра Башкирского государственного академического театра оперы и балета в постановках балетов С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», В. Гаврилина «Анюта», оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан».

Выступает в дуэте с Заслуженным артистом Республики Башкортостан Вадимом Логиновым (баян, балалайка-контрабас, фимбо), в дуэте с лауреатом Международных конкурсов, арфисткой Гульназ Абдуллиной, а также в составе ансамбля русских народных инструментов «Балалайка-Бэнд».

Участник различных музыкальных проектов: «Плекторные инструменты в России» г. Авеллино, Италия, консерватория им. Доменико Чимарозы (2019). Перформанс Терри Райли «IN C». в составе ансамбля современной музыки SAMRAU (Уфа, Екатеринбург, Пермь 2017); «Органная мистерия в Уфе» в составе Трио с Владимиром Муртазиным (орган) и Аскаром Абдразаковым (бас) (2017); Партия мандолины в Концерте классической неаполитанской песни «Посвящение Карузо». Дирижёр – Джузеппе Скироне. солисты, хор «Музыкальной ассоциации Энрико Карузо» (Неаполь) в Башкирском государственном академическом театре оперы и балета (2015). Концерт «Легенды средневековья» с Эльвирой Ямаловой (орган), 2023 год.

Плодотворно сотрудничает с современными композиторами Республики Башкортостан. Она является первым исполнителем оригинальных сочинений для домры Алины Ахметовой, Фаниля Ибрагимова, Альфии Хабировой, Азамата Хасаншина, Замиры Шагиевой. Результатом такого взаимодействия, помимо концертных программ, стало издание двух нотных сборников произведений для домры башкирских композиторов, представляющих уникальный пласт репертуара для домры, имеющий ряд самобытных особенностей, обусловленных влиянием башкирской музыкальной культуры.

Сфера научных интересов И.В. Логиновой включает широкий спектр проблем народно-инструментального искусства, психофизиологии творческого процесса, а также вопросы межкультурной музыкальной коммуникации. За 17 лет педагогической и научной работы в институте приняла участие в 15 Всероссийских и Международных конференциях и семинарах в качестве докладчика. Издано более 30 научных статей, в том числе две – на английском языке. Регулярно принимает участие в качестве члена жюри Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов; является организатором конференций, концертов, творческих встреч и мастер-классов; выступает оппонентом и рецензентом на защитах диссертаций. 

В 2020 году присвоена учёная степень «Кандидат искусствоведения» по специальности 17.00.02. - Музыкальное искусство.

Педагогическая деятельность
Выпустила 5 студентов по специальности, в том числе 2 – по программе магистратуры и 11 студентов по дипломной практике. Студенты – Ахметшина Валерия, Габитова Алия, Узбекова Лиана являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов.
 
Лауреат 1 Всероссийского и 5 Международных конкурсов:
1. Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах "Кубок Южного Урала – Оренбургская мозаика" (Оренбург, 2002, 3 премия);
2. Международного конкурса "Кубок Южного Урала – Оренбургская мозаика" (Оренбург, 2005, 2 премия);
3. Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов "Европа-Азия" (Магнитогорск, 3 премия 2007 г. В составе инструментального трио).
4. III Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» Лауреат 1 степени (Уфа, 2016 г.), в дуэте с арфисткой Гульназ Абдуллиной.
5. Лауреат II степени X Международного интернет-конкурса (Белград, Сербия, 2019) в дуэте с арфисткой Гульназ Абдуллиной. Заочное участие.
6. Обладатель ГРАН-ПРИ Международного конкурса-фестиваля «На крыльях таланта» (Уфа, 25 января 2020. В составе унисона домр Национального оркестра народных инструментов РБ).
Член жюри конкурсов: республиканских – смотра-конкурса отделов народных инструментов средних специальных учебных заведений культуры и искусства.
 
Изданные статьи
1. Координация движений домриста // Вопросы искусства игры на домре / ред.-сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого; ТИИ. – Тольятти, 2010. – С 202–210.
2. «Уфимское попурри на темы А. Шнитке» И. Хисамутдинова как пример «микстовости» в современной музыке для народных инструментов // Проблемы современной музыки: сб. мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Н.В. Морозова. – Пермь, 2014. – С. 158–164.
3. Колористический приём глиссандо в современной музыке для домры // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. мат. XIII Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Ткачёва Е.П. – Белгород, 2016. – № 4–5. – С.134–138 (соавт. Шайбакова Г.С.).
4. Творческий портрет З.Г. Сафаргалиной (к 65-летию со дня рождения) / Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции 31 января 2016 г / ред. Ткачёва Е.П. – Белгород: ИП Ткачева Екатерина Петровна 2016. – 2016 № 1-6 – С. 110–112.
5. Роль А.А. Латыпова в становлении профессионального исполнительства на трёхструнной домре в Уфе (ВАК) / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015 № 12 (62). – С. 105–108
6. К вопросу о становлении обучения на домре в Уфе (1930–1950-е годы) / Искусство в эпоху военных испытаний. В память о событиях первой мировой войны: материалы Пятых Открытых Шаляпинских чтений, состоявшихся в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова (г. Уфа, 27 февраля 2015 г.) / отв. ред. С.М. Платонова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 124 с. (С. 57–62).
7. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах в Стерлитамаке (середина 1960-х – 1996 годы) / Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 декабря 2015 г.: в 8 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачёвой. – Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. – № 9, часть III. – С. 127–130.
8. Домровое исполнительство в Уфе в 1930–1950-е годы (соавт. С.М. Платонова) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 8. С. 134-136. ISSN 1997-292X
9. «Напев. Рассказ. Танго и пляска» А. Хасаншина: между композицией и импровизацией // Проблемы музыкальной науки , 2016, № 4 (ВАК) № 4 (2016) С. 85–89.
10. К вопросу о взаимодействии массовой и элитарной культур в сфере народно-инструментального искусства // проблемы современной музыки: композитор и фольклор: Сборник материалов IX научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 21–22 сентября 2016 / Под ред. Е.В. Баталиной-Корневой, Н.В. Морозовой. – Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2016. – С. 88–92.
11. Стилевые и композиционные особенности цикла А. Хасаншина «Напев. Рассказ. Танго и Пляска» (версия для домры и фортепиано) // Джазовое образование в России: история и современность / Сборник материалов III Всероссийской (с Международным участием) научно-практической конференции «Непрерывный цикл эстрадно-джазового обучения: школа-училище-вуз» // Сост. Л.К. Кудоярова, А.Р. Сабирова. – Уфа: РИС УГИИ, 2016. – С. 93–96.
12. Цикл А. Ахметовой в контексте новейшей музыки для домры (соавт. С.М. Платонова) / «Музыкальное пространство XX–XXI веков. Актуальные проблемы современного музыкального искусства и образования»: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 27–28 ноября 2015 года / Под редакцией В.В. Сыпченко. – Томск: Томский ЦНТИ, 2016. – С. 55–59.
13. Синтез культур и народно-инструментальное искусство //Перекрёсток культур: межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве. Евразийский гуманитарный форум. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 мая 2016 г.). – Уфа: Скиф, 2017. – С. 136–140.
14. К вопросу о трактовке музыки импровизационного характера: исполнительский опыт // Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства: межвуз. сб. ст. / отв. ред. Н. Б. Зубарева; сост. Т. А. Ненашева; авт. проекта изд. межвуз. сб. ст. И. Г. Секачева; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2017. – С. 62–72.
15. Стилевые тенденции в музыке башкирских композиторов для домры (на примере некоторых произведений 2014–2015 годов) ( в соавторстве с С.М. Платоновой) //Вопросы народно-инструментального искусства: сборник статей. Вып.1. / сост. Р.Ю. Шайхутдинов. – Уфа: ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ, 2018. – С. 21–25.
16. К вопросу о самомотивации в репетиционных занятиях музыканта-исполнителя // Вопросы народно-инструментального искусства: сборник статей. Вып.1. / сост. Р.Ю. Шайхутдинов. – Уфа: ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ, 2018. – С. 45–48.
17. К вопросу о становлении домрового исполнительства в Уфе: деятельность Григория Васильевича Шилова // Наука об искусстве в XXI веке. Инновационные формы научно-исследовательской презентации. Материалы III и IV Всероссийских научно-практических молодёжных конференций от 24–25 апреля 2014 года и 27 апреля 2015 года / ред.-сост. В.А. Шуранов, А.Т. Садуова. – Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2018. – Вып 2. – С.157–162.
18. Современная музыка для домры: месседж // Музыка, XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, преподавания: Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 23–24 сентября 2018 г.) / Под редакцией Н. В. Морозовой, Е. В. Баталиной-Корневой. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Пермский государственный институт культуры – Пермь, 2019. – С. 129–133.
19. Творческий портрет домристки из Башкортостана Ирины Куравиной // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. – С. 164–166.
20. Бытование мандолины в республике Башкортостан (начало xx века) (в соавторстве с Платоновой С.М.). – ВАК Манускрипт, vol. 12. – № 11. – 2019. –С. 273-278.
21. К вопросу о самомотивации студента в классе по специальности: целеполагание и планирование // Искусство и наука в образовательном пространстве: проблемы и перспективы: Сборник статей и материалов Международной научно-практической конференции 15 февраля 2019 года под общей и научной редакцией Г.Я. Вербицкой, М.Л. Ахмадуллина, И.А. Половянюк, Е.В. Гордеевой. – Уфа, 2019. – С. 67–72.
22. Роль современного солиста в утверждении академической домры в Башкортостане (на примере Ирины Куравиной) В СОАВТ. С С.М. Платоновой //Арт-Наука: сб. статей и материалов н.-практ. Форума по вопросам искусства и гуманитарных наук 12 декабря 2019 г.  // под редакцией С.И. Махней, А.Т. Садуовой, Е.В. Гордеевой. Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2020. С. 466-478., нот., илл.
23. Music as a message: communicative mission of the performer // Арт-Наука: сб. статей и материалов н.-практ. Форума по вопросам искусства и гуманитарных наук 12 декабря 2019 г.  // под редакцией С.И. Махней, А.Т. Садуовой, Е.В. Гордеевой. Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2020. С. 24-32., нот., илл. НА АНГЛ. ЯЗЫКЕ.
24. Музыка как месседж: коммуникативная миссия исполнителя //Вопросы народно-инструментального искусства: сб. Статей. Вып. 2 // сост. Р.Ю. Шайхутдинов, О.Н. Мельников. Уфа: ГБУКИ Минкультуры РБ, 2021. – С. 91–97.
25. К вопросу о развитии башкирского национального инструментария: создание думбыры-сопрано (в соавторстве с С.М. Платоновой)// Проблемы музыкальной науки, 2021, № 2 (ВАК) № 2 (2021). – С. 139–146.
26. Домровое искусство Башкортостана: к постановке проблемы // Наука об искусстве в XXI веке: Мат-лы Всероссийского (с международным участием) фестиваля науки в рамках III ежегодного научно-образовательного проекта «Школа молодых учёных» 5 ноября 2020 года. Уфа: РИС УГИИ, 2021 (электронное издание). – С. 115–123.
27. Perspectives of music making as a means of communication in the post-pandemic age Перспективы музыки как средства коммуникации в постпандемическую эпоху // Коммуникация в пространстве культуры: материалы всероссийского форума с международным участием 18 декабря 2020 г. / Под ред. Ахметова А. Р., Ардашовой Е. В., Гордеевой Е. В. Уфа: РИС УГИИ им. З. Исмагилова, 2021. –С. 117–122.НА АНГЛ. ЯЗЫКЕ.
28. Современное домровое исполнительство Башкортостана: проблемы, тенденции и перспективы // Актуальные вопросы исполнительства на русских народных инструментах: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных творчеству И.Я. Паницкого / Отв. ред. А.Е. Лебедев. – Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, –2022. – С. 82–88.
29. Perspectives of music making as a means of communication in the post-pandemic age /Перспективы музыки как средства коммуникации в постпандемическую эпоху // Коммуникация в пространстве культуры: материалы всероссийского форума с международным участием 18 декабря 2020 г. / Под ред. Ахметова А.Р., Ардашовой Е.В., Гордеевой Е.В. –  Уфа: Восточная печать, 2022. – С. 115–120. НА АНГЛ. ЯЗЫКЕ
30. К вопросу об инструментальном универсализме в домровом искусстве Башкортостана // Вопросы народно-инструментального искусства: сб. учебно-методических статей. Вып. 3 / сост. Р.Ю. Шайхутдинов, О.Н. Мельников. – Уфа: ГБУКИ Минкультуры РБ, 2023. – С. 68–74.
31. К вопросу о параметрах концертной трёхструнной домры (В СОАВТОРСТВЕ С Поляковой К.А.). // Вопросы народно-инструментального искусства: сб. учебно-методических статей. Вып. 4 / сост. О.Н. Мельников. – Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2024. – С. 36–42.
 
Изданные нотные сборники
1. Восемь Башкирских песен в обработке И.Я. Максимова для квартета четырёхструнных домр. Партитуры. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 26 с. Составление И.В. Логиновой.
2. Произведения композиторов Республики Башкортостан для домры.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 68 с. Составление, исполнительская редакция, комментарии И.В. Логиновой.
 
Монография
1. Логинова И.В., Платонова С.М. Домровое искусство Башкортостана: научное издание / И.В. Логинова, С.М. Платонова. – Уфа: Мир печати, 2022. – 214 с., ил., нот.