Знакомьтесь, Диля Муратова!
Опубликовано: 08 октября 2020Каждый новый учебный год мы знакомимся с первым курсом нашего института. Сегодня со мной согласилась пообщаться Диля Муратова, студентка музыкального факультета, кафедра хорового дирижирования.
– Здравствуйте Диля, расскажите о своём творческом пути. С чего все начиналось.
– В возрасте пяти лет меня отдали в детский ансамбль «Подснежник» города Кумертау. От одной родственницы родители узнали о существовании такого кружка для детей, где с девяти до четырёх вечера нами занимаются не только музыкой, разучиваем песен, но и постановкой сценок из сказок, плаваньем и чаепитием. Для ребенка это прекрасное место для эстетического и физического развития. Преподаватель, Маргарита Ивановна, заметив мои музыкальные способности, предложила родителям отдать меня в музыкальную школу. Она каждый год собирала учеников к себе в класс. Маргарита Ивановна называла нас «мои детки» и говорила: «Вот у меня два сына, а так хотелось девочек, вот и Бог дал мне вас». Она сыграла огромную роль в становлении меня и как человека, и как музыканта. До сих пор помню опрятный элегантный образ, запах духов, такой приятный, и, конечно, суровый, строгий, требовательный взгляд!
После окончания музыкальной школы Маргарита Ивановна отговаривала меня поступать в музыкальное училище, сказав родителям, что я малыш. Мы прислушались к её совету. Закончив одиннадцать классов школы, я поступила в вуз на специальность, связанную с медициной, но желание заниматься музыкой осталось. Стало понятно, что дальше мне будет сложно, поэтому пришла к решению продолжить своё музыкальное образование. Ведь всегда есть шанс изменить русло, течение реки, если вдруг мне не понравится.
Поступила в Уфимское училище искусств (колледж). Первое знакомство с музыкальной средой, атмосферой произвело на мне яркое впечатление. Помню восторг первого дня от проживания в общежитии. Вокруг музыка, буквально какофония звуков, все поют, играют, а я заворожённо сижу в четырёх стенах и получаю удовольствия от момента.
– Почему Вы выбрали именно хоровое дирижирование как специальность? Что привлекает в профессии дирижёра?
– Почему поступила на хорового дирижёра? Честно, по случайности. Мне нравилось петь в хоре, в ансамбле, но специальностью моей было фортепиано. Случился длительный перерыв в два года, а для пианиста это целая вечность! Я реалистка, трезво оценила возможности и вспомнила, что пела в ансамбле, и, в принципе, почему бы и не попробовать!? Авантюристка, но случайности не случайны!
В училище я познакомилась с такими прекрасными людьми, как преподаватель по специальности Эльвира Наилевна Едиханова и концертмейстер Вадим Шафкатович Зараев. Эльвира Наилевна служила для меня самым высоким авторитетом, так чувствовать, создавать музыку и взаимодействовать психологически мало кто сможет.
– Какими качествами должен обладать дирижёр?
– Какими качествами должен обладать дирижёр? Придерживаюсь принципов, заложенных Эльвирой Наилевной:
Во-первых, это быстрая реакция и коммуникабельность. Сама я очень медлительная, и валятся ноты из рук, но я с этим борюсь.
Во-вторых, – энергетика. Вещать на большую аудиторию, и чтоб никто не заснул – это талант!!! Отсюда должна вытекать красивая, грамотная речь.
С музыкальной стороны… Важны «говорящие руки». Во всех проблемах виноват дирижёр: вступили не одновременно, формы нет, не понятен сюжет произведения (где же фразировка???), нет кульминации, фальшиво, да даже артикуляция вялая… Да, все заложено в руках дирижёра!
Очень важно иметь знания по музыке, искусству, а также общей истории и политике. Когда я поступила в училище, то столкнулась с тем, что мы должны знать всё!!!
Например, произведение композитора, – это не просто текст и музыка. На первом уроке, или разбирая самостоятельно, ты должен сыграть партитуру на фортепиано с динамикой, фразировкой, опираясь на сюжетную составляющую произведения. Пропеть голоса в каждой партии a cappella, интонационно чисто, для начала с тактированием, по возможности соблюдая динамику. Определить гармонию, связать с драматическим действием. Ой, забыла о биографии, под влиянием каких обстоятельств композитор написал данное произведение.
Честно, очень муторная и сложная специальность, в которой случается, что знания и умения подводят… Но, я думаю, – очень интересная профессия и требует колоссальной увлечённости и азарта в изучении новой информации.
– Как относитесь к конкурсам? Участвовали ли сами?
– К конкурсам отношусь положительно. У дирижёров не так много конкурсов, ведь с первого курса мы изучаем неизвестную нам специальность. В конкурсах можно участвовать с третьего или четвёртого курса. К сожалению, из-за пандемии не случилось выступление на публике. Планировали выйти на конкурс дирижёров Шамиля Ибрагимова, который проводится в нашем институте искусств.
– Расскажите, пожалуйста, какие учебные дисциплины Вам наиболее интересны? Почему?
– Я любила историю хорового искусства, хор, конечно, специальность, общее фортепиано, чтение хоровых партитур, вокал, психологию, философию, педагогику, анализ форм, аранжировку, педагогическую практику. С интересом подхожу ко всем предметам, но вот перечислила те, которые «откликаются» во мне.
– Ваши вступительные экзамены проводились в дистанционном режиме. Расскажите про Ваши впечатления.
– Вступительные проводились в режиме онлайн, да. Впечатления сложились не однозначные. Сложно, волнительно, вроде бы ты дома, в зоне комфорта, но нужно собраться и достойно сдать экзамен.
– Во время дистанционного обучения важно умение организовать и распределить своё время. Быстро ли получилось влиться в учебный процесс?
– Вливаться в учебный процесс в сентябре сложно, но, когда ты первокурсник в новом образовательном учреждении, в новом коллективе, хочется вкусить атмосферу в полной мере, воочию. Хочется, конечно, приступить к музыкальным предметам и к специальности. Надеюсь, в скором времени будет такая возможность.
– Чем планируете заниматься после окончания учёбы?
– Планов нет… Как говорит Скарлетт из книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра». А пока готова насладиться студенческой жизнью в новом учебном заведении в полной мере!
– Есть ли идеал в Вашей профессии, которым вы восхищаетесь?
– В моей профессии для меня служат идеалами мои преподаватели. Мой первый преподаватель Маргарита Ивановна Степанова. В музыкальной школе всё-таки как важен хороший пример для ребенка в лице педагога! Она оставила во мне неизгладимое впечатление, сохраняющееся по сей день!
– Спасибо, что согласились на интервью. Желаю успехов в учёбе и насыщенной интересными событиями студенческой жизни!
– Спасибо!
Миляуша Шакирьянова, музыковед, IV курс.