Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Жизнь – это квест. Успех Гузель Хафизовой

Опубликовано: 15 октября 2020

Жизнь – это квест[1].

Успех Гузель Хафизовой

Гузель Мингажевна Хафизова – преподаватель кафедры «хоровое дирижирование» УГИИ им. З. Исмагилова, помощник проректора по учебной и воспитательной работе, артистка хора Государственной Академической хоровой капеллы РБ им. Т. Сайфуллина. Окончила Учалинский колледж искусств и культуры им. С. Низаметдинова Республики Башкортостан по классу «хоровое дирижирование», Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова. Кроме того, стала руководителем и участницей вокального ансамбля «Festa».

- Добрый день! Сегодня мне бы хотелось поговорить о музыке в Вашей душе, о музыке в Вашей жизни… Гузель Мингажевна, с детства ли мечтали стать музыкантом?

- Здравствуйте! С детства я очень любила петь, танцевать и пыталась играть на различных музыкальных инструментах, которые попадались мне на глаза. Родилась и выросла я в маленьком посёлке Белорецкого района, где не было музыкальной школы. С пятого класса просила родителей отправить меня учиться в какое-либо музыкальное образовательное учреждение, но просьбы не увенчались успехом. Уже в 14 лет я решила поступить в Учалинское училище искусств и культуры. Отсюда и началось моё погружение в мир музыкального искусства…

- Давайте вспомним вместе с Вами первую победу на конкурсе. Какие ощущения испытали?

 - 23 марта 2000 года я заняла III место в номинации "Вокал" на зональном конкурсе Зауралья "Звёздочки Башкортостана", посвящённого 10-летию суверенитета Республики Башкортостан и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как помню, не верила в то, что могу занять призовое место. На награждении, когда объявили меня, не услышала. И только после повторного приглашения ведущих мама с папой направили меня в сторону сцены. Оглядываясь, с каким-то непонятным испугом забрала свою грамоту. Все участники собрались на сцене, зрители аплодируют… Но вдруг я заметила, что занавес закрывается, и, недолго думая, решила не оставаться на сцене и убежала к родителям сразу в зрительный зал.

- Я слышала Ваш красивый голос. Раскройте секрет, где Вы учились вокалу?

- Спасибо! На самом деле, пение, в определённый момент, стало для меня нелюбимым занятием. Я пела с детства, но, поступив в училище, столкнулась с огромным количеством певческих правил, профессиональных музыкальных терминов. В связи с этим появился психологический барьер, а с ним и физические зажимы, которые ещё долгое время мешали петь. Трудно было исполнять даже самые элементарные вокализы с диапазоном в октаву. Голос начал появляться уже после поступления в наш институт. Во-первых, это большая заслуга моего педагога по вокалу Гульнары Нафисовны Емельяновой (Акуловой), именно в психологическом плане она развеяла все мои страхи, комплексы, расширила границы возможностей голосового аппарата. Свою роль сыграла и работа с детским хором в Музыкальной школе № 14. В хоре дети на меня так доверчиво смотрели, что невозможно было не петь. В какой-то степени, петь мы с ними учились вместе. Я думаю, они и заставили меня поверить в свои силы.

Конечно, решающим фактором явилось пение в составе нашего студенческого хора под руководством Алсу Афгановны. Я очень старалась петь именно так, как просила и показывала наш педагог. Уже к третьему курсу я от партии вторых альтов (в училище пела партию вторых альтов) добралась до партии первых сопрано. Безусловно, была очень удивлена, что именно мне доверили исполнить сольную партию 3 части Domine Jesu Christe из Реквиема d-moll Брукнера на государственном экзамене выпускников кафедры хорового дирижирования.

- Известно, что на открытии 81-го концертного сезона 4 октября 2019 года состоялся дебют вокального ансамбля «Festa», где Вы исполняли произведение, являющееся жемчужиной любовной лирики башкирского композитора Салавата Низамутдинова «Яратам». Организовать новый коллектив – чья была идея?

- Эту идею мне подала мой педагог по специальности, руководитель и главный дирижер ГАХК им. Т. Сайфуллина –  Алсу Афгановна Хасбиуллина.

- В состав ансамбля входят 7 девушек. За год творчества репертуар вырос, это не только классика, но и военно-патриотические песни, песни из кинофильмов, советская, русская, зарубежная эстрада, произведения башкирских композиторов. По роду занятий ансамбль под руководством своего наставника, т. е. Вас, принимает активное участие в концертной деятельности республики и за её пределами, активно популяризируя искусство. На сегодняшний день вы уже стали Лауреатами I степени Международного конкурса-фестиваля, прошедшем в Москве «На Ивана, на Купала». Есть у меня вопрос из другой области: находясь в различных жизненных ситуациях, Вы слушаете больше голос сердца или разума?

- Очень сложный вопрос. Но всё-таки, в идеале, я считаю, голос разума должен гармонировать с голосом сердца – и тогда всё сложится самым наилучшим образом. А вот "как это сделать"? – это уже другая задача.

Если вернуться к нашему ансамблю – важной частью репертуара стали произведения, чья тематика подходит для общественно значимых мероприятий, но самое важное – мы стараемся учитывать мнение каждой участницы нашего ансамбля. Таким образом, все смогут вложить в исполнение частичку души.

- Вы доверяете мнению других людей?

- Всегда стараюсь прислушиваться к мнению авторитетных для меня людей.

- После окончания ассистентуры-стажировки нашего института Вы начали преподавать и работать. Репетиции до позднего вечера, концерты, гастроли. Вы очень трудолюбивы, всегда выглядите одухотворённой и вдохновлённой. Убеждена, самое главное для человека — это творческий процесс. В чём заключается успех вашего творчества?

- В личностях, тех, с кем общаешься. В моём окружении очень много хороших, добрых и отзывчивых людей, которые вдохновляют, мотивируют и поддерживают.

- Родители находятся рядом в течение довольно долгого периода становления. Кто-то из них оказал на Вас влияние? Или было какое-либо событие, поменявшее Вашу жизнь в корне?

- Когда я была маленькой, мой отец играл на баяне и гитаре. В памяти хорошо сохранился момент, когда папа напевал различные мелодии, а я должна была это повторить на правой клавиатуре баяна. При этом баян я переворачивала и исполняла, будто на фортепиано. Мама работала преподавателем математики в общеобразовательной школе. Наблюдая за тем, как тяжело приходится учителям: заполнять журналы, проверять домашние задания и т.д. я очень громко заявляла, что никогда не стану преподавателем! Как говорится, никогда не говори "никогда". Вопреки своим словам, со второго курса института начала преподавать в ДМШ № 14.

- Что такое счастье в Вашем понимании?

- Здоровье родных и близких; работа, которая приносит удовольствие – это настоящее счастье!

- Несколько слов в напутствие молодому поколению, которое только начинает свой путь в мир музыки.

- Верить в себя! Тот, кто верит в свои силы, позитивно и трезво оценивает свои возможности, уже обладает хорошим потенциалом для достижения целей. И очень важно не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться и идти вперёд!

- Гузель Мингажевна, спасибо, что нашли время побеседовать со мной. Было интересно погрузиться в творческую жизнь такого активного музыканта. Желаю удач и успехов во всех сферах Вашей многообразной профессиональной деятельности!

Елена Баранова, 4 курс, музыковедение.

P.S. Наверное, читатели поняли, почему в заглавии звучало слово Квест?

 

 

[1] Автор беседы применяет слово квест – привычное для всех, но, тем не менее, может, кто-то из читателей узнает новое для себя…Квест (поиски) (англ.)русск. (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола — поиски Святого Грааля. Так как этот жанр тесно связан с ролевыми играми, то термин перекочевал в компьютерные игры, немного изменив свой смысл (от редактора).