Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

В полку композиторов прибыло

Опубликовано: 19 октября 2020

В нашей специальности (Музыковедение) стало традиционным ежегодное знакомство читателей с первокурсниками посредством жанра интервью. В этот раз хочу представить вам молодого композитора Линара Хабибуллина. К сожалению, в начале учебного года он не смог посещать учебные занятия по причине некоторых моментов, связанных с военкоматом. Но теперь, мы верим, что Линар «вольётся» в учебный процесс и в будущем станет одним из ярких представителей культуры в Башкортостане, и, быть может, всей России.

Корреспондент (М.А.): Как ты пришёл в музыку? Где учился, на каких инструментах?

Линар Хабибуллин: Начну с того, что мне посчастливилось родиться в музыкально одаренной семье. Мой отец профессиональный музыкант. Он дирижёр оркестра народных инструментов, баянист, учился в Стерлитамаке. А мой прадедушка в свою очередь был музыкантом-любителем, играл на тальянке. По рассказам папы, его исполнение было необычным, особенным, и он более нигде не слышал подобной игры. Бабушка хорошо пела и танцевала. Дедушка в свою очередь не был музыкантом. Он успешно работал по совсем другой специальности – электрогазосварщиком. Мама в школьные годы играла на мандолине.

Моё же становление музыканта началось ещё в детском садике. Мы пели, танцевали, водили хороводы под аккомпанемент фортепиано. Уже тогда мне этот инструмент стал интересен, и я испытывал непреодолимое желание нажать на клавиши. Желание не утихало с годами. Позже, когда я поступил учиться в первый класс (Башкирская гимназия № 140 имени Зайнаб Биишевой, Уфа. – М.А.), у нас был музыкальный кружок, где мы учились играть на фортепиано, петь по нотам. Честно говоря, я не любил сидеть подолгу за инструментом, у меня не хватало усидчивости. Поэтому я прятался от преподавателя. Затем я вовсе забросил занятия.

Во втором классе к нам однажды зашёл мужчина и спросил: «Кто хочет учиться играть на курае?». Несколько моих одноклассников сразу подняли руки. Я же – в самый последний момент. Помню первые занятия с Айратом Салаватовичем Карасовым, он учил нас извлекать звук на курае. У меня это тоже получилось одним из последних. Айрат Салаватович очень требовательный педагог. Он мог долго со мной заниматься, до тех пор, пока я не выучу песню.

Практически все, кто учился со мной в одном классе, бросили это занятие. Как раз-таки из-за того, что им не хватало терпения. Я очень благодарен своему педагогу за всё, за воспитание меня как музыканта, за хорошую школу.

Отучившись по классу курая 4 года, я стал увлекаться фортепиано. Клавиши… Помню, меня очень заинтересовала тогда песня Майкла Джексона «Billie Jean». Есть такая программа для компьютера Synthesia[1]. И там, на клавиатуре были видны все партии. Тогда я мечтал сыграть всё. Папа, увидев моё желание, купил мне игрушечный синтезатор. А через некоторое время, когда возможностей синтезатора стало не хватать, купил синтезатор Casio[2]. На этом инструменте были разные тембры, ритмы, стили. И возможности расширились.

Папа продолжал помогать мне на этом пути, и мы решили, что я буду учиться играть на фортепиано параллельно с кураем. Мы искали педагога, но многие отказывались. И единственная, кто поверил в меня – это Лариса Юрьевна Слепова. Она послушала мою игру и дала упражнения. Через неделю я сыграл ей гамму До мажор. И она приняла окончательное решение взять меня в свой класс. Так пошло моё обучение игре на двух инструментах.

Музыкальную школу я закончил с отличием. Затем учился в училище по классу фортепиано у Дианы Ханифовны Латыповой. Все мои педагоги очень многое для меня сделали. Я очень благодарен им.

Корр.: Почему ты выбрал композицию как профессию? Чем она привлекла тебя?

Линар: Композиция, может быть, и не привлекала изначально как профессиональное занятие. Однако я начал слышать музыку у себя в голове. Слышал её во сне, и она мне казалась прекрасной. Один мотив из пяти нот не давал мне покоя. Он звучал очень необычно. Я записал его и начал накладывать гармонию. Они – мелодия и гармонизация – донимали меня до тех пор, пока я не записал их.

Вообще, сочинять и записывать музыку я начал ещё в школьные годы. Любил полифонию за её многоголосную фактуру. Всё в движении. Как геометрические фигуры… Расширяется пространство… Происходит трансформация…

Однажды я показал свои сочинения Диане Ханифовне. Она сказала, что мне стоит получить композиторское образование. Затем я обратился к композитору Нуру Асгатовичу Даутову. Послушав мои опусы, он произнес то же самое. Тогда-то у меня уже не осталось сомнений, и для себя я твердо решил, что получу композиторское образование.

Корр.: Ты уже участвовал в композиторских конкурсах?

Линар: К сожалению, нет, но все ещё впереди.

Моя самая большая победа – это I место на Республиканском конкурсе молодых пианистов, посвящённом 145-летию со дня рождения С.В. Рахманинова в рамках арт-проекта «Таланты Башкортостана» в 2018 году.

Корр.: Есть ли у тебя хобби? Или вся жизнь – музыка?

Линар: Не знаю, можно ли это назвать хобби?.. Я люблю изучать иностранные языки. Сейчас изучаю польский. Учиться читать было непросто, но я всё-таки сумел.

Люблю ездить на автомобиле по Уфе. Однажды на Новый год сделал сам себе подарок, арендовал автомобиль каршеринга и поехал с ДОКа (Калининский район Уфы) до Аэропорта и обратно.

Корр.: Это же такой протяжённый путь!

Линар: Да. Но я получил огромное удовольствие от поездки. Езда приносила мне тогда удовольствие. Мне нравилось управлять такой конструкцией, жать на педаль тормоза, поворачивать… В общем, быть полноправным и полноценным участником дорожного движения.

Из хобби у меня ещё есть медицина. Увлекаюсь тем, что изучаю, как функционирует человеческий организм, как можно исцелять себя. Постигая эту тему, я убедился, что здоровье во многом зависит от образа жизни, правильного сна, питания, физических нагрузок, образа мышления.

Корр.: Как ты пишешь обычно музыку? Чем вдохновляешься?

Линар: Я считаю, что в композиции действует такое правило: «аппетит приходит во время еды». Я импровизирую на инструменте (прямо как Стравинский!!! – М.А.), и, когда меня заинтересует «находка», записываю. Затем располагаю в нужном месте. Именно так в последнее время пишу музыку. Около года назад начал заниматься джазом, экспериментировать с гармонией в джазовых стандартах и с политональным гармоническим планом. Пока джазовых пьес нет.

Корр.: Если бы не музыка, то чем бы занимался?

Линар: Наверное, медицина… или пошёл бы служить в храм, мечеть, стал бы монахом…

Корр.: Спасибо большое за интервью!!! Желаю удачи, успехов на творческом поприще, в жизни – и крепкого здоровья!

Беседу вела Миляуша Асмандиярова, музыковед 4 курса.

 

 

[1] Как пишут в Интернете, Synthesia – это своеобразная видеоигра и в то же время мощный пиано-тренажёр. 

[2] Casio – японский производитель электронных устройств. Корпорация основана в апреле 1946 года в Токио. Наиболее известна как производитель калькуляторов, аудиооборудования, КПК (карманный персональный компьютер, т.е. электронный органайзер без встроенной мобильной связи, 2000-х годах его заменил современный смартфон).