Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

В нашей библиотеке пополнение!

Опубликовано: 05 апреля 2024

Каждый раз, приходя в библиотеку, а точнее, в читальный зал нашего института, чтобы позаниматься, почитать по учёбе, или просто морально разгрузиться, цепляюсь взглядом за новые издания, которые часто появляются на книжных полках. Всегда интересно почитать, полистать, посмотреть новые выпуски газет, журналов, как и более научных (например, «Музыкальная академия»), так и «глянец» (например, журнал «Музыкальная жизнь»). Узнать, что же происходит в музыкальной жизни страны, и не только. Один такой поход автора сих строк «за чем-то новеньким» и стал поводом для написания этого очерка.

В нашей библиотеке пополнение! Совсем недавно в подарок институту пришли новые издания: ноты молодого перспективного композитора Артёма Анучина. Немного о нём: он родился в 1983 году в г. Снежинске, Челябинская область. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по двум специальностям: по фортепиано (профессор А.Д. Сандлер) и по классу композиции (профессор А.Д. Мнацаканян). Здесь же закончил у Мнацаканяна аспирантуру. В 2011 году закончил Боулинг Гринский университет (Огайо, США). Является победителем нескольких десятков российских и международных фортепианных и композиторских конкурсов.

В мои руки попал один из его нотных сборников – Сюита для фортепиано соло с интригующим названием «Танцы планет». Нотный томик довольно увесистый: не считая короткой вступительной справки, содержания, самих нот аж на 203 страницы! Произведение было написано в Боулинг Грине в 2010 под впечатлением от Симфонической сюиты «Планеты» известного британского композитора Густава Холста. И если у Холста для изображения огромного планетного мира задействован целый симфонический оркестр, то Анучин поставил себе, на мой взгляд, даже более сложную цель – воплотить эту же идею, но только с помощью фортепианной фактуры. Однако не будет забывать, что сама идея воплощения «планетария» в музыке принадлежит Густаву Холсту. Произведение представляет собой буквально «кладезь» современных техник письма: здесь алеаторика, кластеры, которые исполняются ладонями и локтями, щелчки левой педали при нажатой правой, фортепианные флажолеты, glissando по белым и чёрным клавишам, элементы минимализма и другие.

Название произведения, жанр, имя и фамилия автора – представлено на обложке на английском языке. Как только заглядываешь внутрь – то же самое. Перелистнув английскую версию краткой справки, видишь, наконец-то, русский перевод. Несколько удивляет, что ноты, изданные в России (Казань), имеют приоритет английского текста над русским. Названия частей-пьес представлены в двух вариантах.

В краткой справке значится: «Сюита отличается запредельной виртуозностью, яркостью и эффективностью, а также требует исключительно высокой исполнительской подготовки». Да, дело обстоит именно так: не считая того, что будущий исполнитель произведения должен быть знатоком новейших техник письма (например, пьеса № 2 «Венера» почти вся построена на алеаторической технике), но и должен обладать крупными руками с хорошей растяжкой, иметь хорошее чувство ритма (здесь и полиритмия), и в целом значительный фортепианный уровень. Видимо, сам автор обладает всем этим, раз пишет, что многократно исполнял свой опус.

Сочинение представляется интересным не только для исполнителей, но и для музыковедов, и композиторов. Познакомиться поближе с недавно созданным произведением современного композитора – познавательно и полезно!

Осваивала новое сочинение Айша Хасаншина, музыковед IV курса.