Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Школа – Театр будущего

Опубликовано: 05 ноября 2019

В пятницу, 1 ноября, группа музыковедов третьего курса в рамках предмета «Музыкальная критика и журналистика» побывала в конференц-зале Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева на круглом столе III Международного Малого Нуреевского фестиваля. Заседание превратилось в продолжительную дискуссию (представьте, три с лишним часа – с 14 часов почти до половины шестого!). О своих впечатлениях рассказывает студентка Юлия Кошелева.

ШКОЛА – ТЕАТР БУДУЩЕГО

«Школа будущего» – тема, волнующая уфимцев и гостей столицы, собравшихся за круглым столом в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Среди них балетные деятели, хореографы, балетмейстеры и педагоги из разных городов как нашей страны, так и зарубежья. Наблюдать за ходом круглого стола посчастливилось нам – студентам третьего курса музыковедческого отделения Уфимского института искусств.

Что такое «Школа будущего»? Валерия Иосифовна Уральская – гостья из Москвы, главный редактор журнала «Балет» – отвечает на поставленный вопрос так: «Сейчас происходит подмена системы репертуарного театра на движения второй половины XX века – разные виды современного танца. Это не хорошо и не плохо, но перед нами встаёт задача подготовки кадров».

Круглый стол собран 1 ноября не случайно – подобные мероприятии всегда сопровождают фестивали и конкурсы. На этот раз импульсом стал III Международный фестиваль хореографических училищ «Малый Нуреевский». Идея встречи – не только общение, обмен опытом, но и попытка найти совместное решение не терпящих отлагательства проблем. В центре внимания присутствующих, конечно, москвичи – вместе с Валерией Иосифовной руководит процессом обсуждения генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов Сергей Александрович Усанов. По другую сторону от них за круглым столом сидит ученик Рудольфа Нуреева – Шарль Жюд (как догадывается читатель, – Франция). Сегодня он участник дискуссии, с докладом выступать, увы, не будет. В конце разговора, однако, своё мнение выскажет «сольно», завоевав интерес всех собравшихся – расскажет о положении классического балета в своей стране (стало понятно, что у них так называемый «современный балет» – сontemporary dance преобладает над классическим). Мсье Жюд не единственный иностранец в зале, фестиваль привлёк к себе внимание представителей Белоруссии, Бурятии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Узбекистана и Японии. Такой «международный охват», конечно, вызывает уважение и даже восторг. В аудитории поднимаются проблемы обучения стилю модерн, сохранения классических традиций, внедрения новых дисциплин, раскрывающих постановочные таланты студентов и многое другое. Остро ставится актуальный вопрос «оптимизации» отечественного образования: сокращения часов на необходимые дисциплины, в частности, на овладение фортепиано. А ведь артисты балета в первую очередь должны реагировать на звучащую музыку! Среди прочего звучит требование Александра Михайловича Полубенцева (Санкт-Петербург, консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова) к «интеллектуализации» современного исполнителя, расширению его общекультурного кругозора. Каждый из присутствующих стремится поделиться животрепещущими проблемами, спросить совета или просто высказать варианты дальнейших скоординированных действий.

Так, под девизом «Школа – театр будущего», проходил круглый стол Малого Нуреевского фестиваля, приобретшего значительные международные масштабы. Итоги подведены, планы намечены. Ну, а музыковеды были рады возможности окунуться в эту близкую, но такую, как оказалось, незнакомую для нас сферу искусства.