Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Погружаясь в колорит эпохи

Опубликовано: 09 июля 2024

5 июля на Советской площади, перед зданием УГИИ  им. З. Исмагилова состоялся заключительный в текущем учебном году открытый концерт академической профессиональной музыки. В таких событиях принимают участие студенты, преподаватели, выпускники Института. Концерты проходят в вечернее время с 19 до 20 часов для взрослых и детей, находящихся в центре города на площади – популярном в настоящее время месте проведения досуга. Эти концерты привлекают внимание публики и служат воспитанию интереса, понимания и музыкального вкуса к разнообразным художественным стилям высокого искусства. Кроме того, они  формируют интерес к посещению концертов, проходящих в течение учебного года в концертных залах Института.

Программа июльского камерно-инструментального концерта была посвящена музыке эпохи западноевропейского барокко, охватывающего период с 1600 по 1750 годы. Художественное направление и стиль сформировались в Италии и Германии, а затем в Англии и Франции. В отличие от оптимистического настроения искусства Ренессанса, барокко привнесло образы бурного, мятущегося драматизма, просветленных сторон бытия и глубокой, всепроникающей лирики. В эпоху барокко возник новый музыкальный гомофонно-гармонический стиль,  связанный и с особенностями полифонического развития, господствовавшего в период Возрождения, а также ладо-тональная система,  новые технические приёмы композиции, формы и жанры. К ним относятся: опера,  оратория и кантата, в области инструментальной музыки – концерт, соната, прелюдия, фантазия, токката, фуга, пьеса. В этот период творили выдающиеся композиторы итальянской школы Корелли (создатель кончерто гроссо), Вивальди, Винчи, немецкой школы – И.С. Бах и его сын К.Ф.Э. Бах, Гендель, Букстехуде, Пахельбель, писавшие произведения для органа и камерно-инструментального состава.

В составе камерно-инструментального ансамбля  вуза «Орфей» выступили А.Т. Петренко (электронное фортепиано, заслуженная артистка РБ, художественный руководитель коллектива, доцент), Александр Овчинников (скрипка, выпускник вуза, музыкант оркестра БГТОиБ), Даян Динахметов (виолончель, студент), Валентина Устинова (флейта). Они исполнили ряд сочинений названных композиторов.

В программе прозвучали три сочинения И.С. Баха.  Первая часть Концерта соль минор отличалась противопоставлением солирующих инструментов остальным. Драматический пафос ре-минорного Концерта оттенила просветленного характера вторая часть. Возвышенно-молитвенным настроением была пронизана ария из Кантаты, созданной на евангельский сюжет. Две сонаты представляли  итальянскую и немецкую композиторские школы. Пасторальным складом музыки была пронизана Соната для флейты и фортепиано Винчи.  Соната К.Ф.Э. Баха соль мажор представляла оптимистичную атмосферу барокко. Блестящим исполнением имитационно-полифонической техники отличался Канон Пахельбеля. Своеобразным ретро отзвуком – необарокко – стала танцевальная сицилиана французского композитора начала ХХ века Форе. Элементы переклички инструментов, типичны для стилистики направления и хорошо прослушивались в исполнительской трактовке, создавая прозрачность звучания фактуры.

Концерт оставил благоприятное впечатление чувством стиля и уравновешенностью всех компонентов формы и драматургии.

       И.А. Половянюк