Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

«Первый блин не всегда комом, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта в «Студенческой опере»

Опубликовано: 20 июня 2019

12 мая 2019 года на сцене Большого зала им. Ф. Шаляпина состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, поставленная силами студентов кафедры вокально искусства Уфимского института искусств им. З. Исмагилова. Это знаковое событие  в культурной жизни Уфы состоялось благодаря горячей поддержке поклонников классической музыки. 11 марта 2019 г. на концерте «По страницам оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» в зале яблоку некуда было упасть. Бурные овации и искренняя благодарность публики подтолкнула создателей концерта продолжить начатое, и поставить оперу целиком, что и было сделано. Несмотря на жаркую погоду и длинные майские выходные, зал вновь оказался полон, и премьера спектакля была тепло встречена зрителями. Опера была исполнена на русском языке в переводе и редакции П. Чайковского. Поскольку эта опера не входит в репертуар Башкирского оперного театра, у зрителей появилась уникальная возможность познакомиться с замечательным произведением В. Моцарта.

Все партии в опере исполнили студенты института, каждый из них старался не только красиво спеть, но убедительно донести образ персонажа. В титульной партии выступил совсем молодой певец Сергей Ермоченко, он студент 1 курса и артист хора оперного театра. Недостаток вокальной техники исполнитель партии Фигаро компенсировал яркой актёрской игрой и прекрасной дикцией. В партии невесты Фигаро Сюзанны выступили 3 студентки 4 курса. Лиана Идрисова в первом акте, Ленария Хасанова во втором и Зухра Валиева в третьем и четвёртом. Каждая из них по-своему преподнесла образ строптивой служанки. У Лианы Идрисовой она весьма эксцентрична и резка по отношению к жениху, в тоже время довольно обаятельна. Голос для партии подходит прекрасно и, несмотря на небольшие огрехи в ансамблях, в целом она убедительно провела свою партию. Ланария Хасанова не совсем удачно начав своё выступление, в дальнейшем исправилась и создала прекрасный образ весёлой и беззаботной молодой девушки. Её улыбка, подвижная мимика и яркие оценки происходящего на сцене украсили спектакль. Зухра Валиева нашла несколько иной образ для своей героини, более мягкий и покладистый, но при этом не менее притягательный. В сценах с Графом она весьма убедительно сводила его с ума. Была точна в сложных ансамблях и красиво исполнила вставную арию. В партии графини Розины предстали студентки 4 курса Гульшат Исмагилова и Екатерина Емельянова. Партия для голоса Гульшат не совсем подходящая, хотя нельзя не признать полезность исполнения произведений Моцарта в целом для становления певца. А вот образ страдающей графини артистка передала вполне достоверно.  Екатерина Емельянова во второй раз вышла на сцену в этой партии и заметен явный творческий рост певицы. Вокальные трудности преодолеваются гораздо спокойнее, и больше внимания было уделено актёрской игре. Ясная дикция, чем, к сожалению, могли похвастаться не все исполнители, и аристократическая сдержанность помогли создать целостный образ. В партии графа Альмавивы царствовал студент 4 курса и артист хора оперного театра Илья Морозов. Как и в случае с Фигаро, опыт работы в театре принёс свои плоды. Артист свободно держится на сцене, ярко реагирует, крупные жесты, живые интонации и густая кантилена дополняют образ. Пока для этой партии не хватает свободы в верхнем регистре, как и у его графини, но общее впечатление это не портит. Ещё одной удачей спектакля можно назвать исполнительницу партии Керубино студентку 4 курса Эльвиру Минибаеву. Досадные промахи с лихвой компенсировались наполненным, по-настоящему оперным звучанием и актёрской харизмой. Студент 2 курса Ильгам Сираев исполнил сразу две партии Антонио и Бартоло, волей режиссёра-постановщика в спектакле это один персонаж, выполняющий в графском замке обязанности доктора и в свободное время увлекающийся цветоводством. Мощный голос и убедительное перевоплощение в подвыпившего лекаря-хироманта не оставили равнодушным зрителей и именно он получил самые бурные овации. В партии ключницы Марцелины предстала студентка 4 курса Назгуль Ибрагимова, для неё в этой партии особых трудностей не было, за исключением виртуозной арии, где почти все пассажи были исполнены на высоком профессиональном уровне, поэтому артистка играла в своё удовольствие, без напряжения и нервозности, что зачастую портит даже хорошую вокальную работу. Небольшой голос приятного тембра вполне подходит для исполнения музыки Моцарта. Вызвавший фурор на первом концерте студент 3 курса и артист хора оперного театра Азамат Даутов в партий Базилио и Курцио, на этот раз был менее выразителен, хотя и исполнил партию без огрехов. Артист намеренно уводит свой голос в сторону характерности, что для этих партий, в общем-то, неплохо, но в целом имеет смысл развивать и лирическую составляющую, что позволит в дальнейшем исполнять роли пылких героев-любовников.

Отдельно стоит остановиться на самой постановке, в наше время принято в операх переворачивать всё с ног на голову, менять эпохи, опошлять, превращать трагедию в фарс, а комедию в балаганную клоунаду. Здесь же при подчёркнутой традиционности был найден уникальный баланс между прошлым и настоящим. Исторические костюмы, чудесные танцы, всевозможный реквизит помогали артистам вжиться в образы жителей испанской Севильи XVIII века. А вот характеры персонажей, их мотивация и поступки были вполне современными. Их действия логичны, оправданы и все «новшества» никак не искажают смысл комедии П. Бомарше, даже наоборот, расширяют палитру красок актёров, которым есть что играть. Фигаро здесь не король положения, а скорее обычный подкаблучник, Графиня не просто печальная аристократка, а уверенная хозяйка своей судьбы, способная вовремя поставить на место и слуг и ветреного супруга. Бартоло предстаёт полусумасшедшим учёным, склонным к выпивке, а Марцелина дамой «бальзаковского возраста» желающей, во что бы то ни стало найти спутника жизни. Жаль, что современные режиссёры не идут по этому пути, а пытаются всё извратить. Этот спектакль вполне мог бы украсить репертуар любого театра.

Концертмейстером вечера стал студент 5 курса Данил Даутов, за более чем 2 часа действа пианист показал грамотный аккомпанемент, понимание особенностей исполнения оперных клавиров и владение качественным фортепианным туше. Некоторые сцены были явно недоучены, но это можно списать на недостаток времени, всё-таки впереди у пианиста государственные экзамены.

Полным откровением стала дирижёрская работа художественного руководителя постановки, преподавателя класса музыкального театра Сергея Сидорова. Точное следование стилю музыки Моцарта, детальная проработка ансамблей, удивительная цельность формы, нетривиальное решение арий и отточенность в речитативах secco. Браво!

Институт искусств получил отличную постановку, надеемся, она будет жить и дальше и открывать новые имена солистов. Наконец, на кафедре появилась полноценная оперная студия, способная выпустить не только фрагменты опер, а подготовить полноценный самодостаточный спектакль.
Ждём новых премьер и будем внимательно следить за развитием «Студенческой оперы» Уфы!

Н.А. Афанасьева-Суслова