Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству

Опубликовано: 12 марта 2023

28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Постановка осуществилась под руководством Сергея Владимировича Сидорова при участии студентов нашего института – УГИИ им. З. Исмагилова. Постановка была приурочена к 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина. Премьера вызвала неоднозначные оценки слушателей: кому-то она понравилась, а кто-то выражался о ней в негативном ключе. Мы решили узнать мнения самих участников спектакля.

Принято говорить о солистах на сцене, певцах, однако успех зависит также и от оркестра, и хора. Так как оперу ставили наши студенты, у нас появилась возможность поинтересоваться у них, узнать мнение о прошедшей премьере, спросить об их эмоциях и впечатлениях.

№ 1: Наш хор ранее исполнял кантату Чайковского «Москва», и сравнивая произведение Мусоргского с Чайковским, мне кажется, их музыка очень похожа. Совпадают некоторые мотивы, обороты, ощущается русский музыкальный дух. Лично для меня – Мусоргский дался для разучивания очень легко и непринуждённо, ощущается, как будто музыка уже знакома ранее. Меня больше всего тронул момент, когда после убийства Ивана Хованского хор a capрellа исполняет «Господи, не дай врагам в обиду» и сразу после хора закрываются кулисы. Это вызвало прямо-таки мурашки по всему телу.

Когда я пела в хоре, который изображает народ, я поняла, что именно народ имеет важное значение для Мусоргского. Прямо ощущается, что народ – это действующее лицо наравне с главными героями.

№ 2: Для меня это был необычный опыт – почувствовать себя артистом оперного театра. Здесь ты развиваешься как в певческом плане, так и в театральном. Все твоё внимание направлено на реализацию идеи произведения. Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз – оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста – оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, – зрителем!

№ 3: Последние репетиции проходили утром и вечером, и сложилось впечатление, как будто в театр приходишь как к себе домой. Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром.

№ 4: Сидя впервые в оркестровой яме, почувствовала что-то необычное: для меня было необычно одновременно взаимодействовать с дирижёром, слушать других оркестрантов, солистов и хор. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое.

Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» – это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты. Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития!

Студентки-музыковеды Дарья Удинцева и Яна Тузова

P.S. Спектакль «Хованщина» вызвал активную реакцию, поэтому можно надеяться, что его обсуждение не раз будет возникать среди студентов. Хочется верить, какие-то отблески различных мнений найдут своё место и на сайте нашего Уфимского института искусств. Тем более, что сама опера Мусоргского заслуживает быть, во-первых, знакомой профессиональным музыкантам, а именно их готовит наш вуз. «Хованщина» принадлежит к «золотому фонду» мирового оперного искусства. Во-вторых, музыка Мусоргского, если к ней приобщиться как бы «изнутри», может стать любимой. Конечно, для исполнителей. Но также и для слушателей, получивших возможность размышлять вместе с постановщиками над проблемами, лежащими в основе этой народной музыкальной драмы (так определил жанр своего детища сам композитор).

То, что авторы приведённых мнений решили обойтись без опубликования своих имён – представляется приемлемым. Так они чувствовали себя более свободными.