Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

НСО в формате online

Опубликовано: 08 июня 2020

Самоизоляция не стала поводом для уныния наших музыкантов. Например, многие студенты УГИИ работают в Национальном симфоническом оркестре Республики Башкортостан (сейчас на работу «живьём» ходит примерно полдесятка ребят, а, в целом, конечно, в НСО большинство составляют музыканты из нашего института). Мне удалось побеседовать с некоторыми оркестрантами и узнать, как повлияла самоизоляция на них, как проходят репетиции оркестра, а также выяснить, как отмечался в НСО юбилей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Отвечает Шаура Аширбаева, студентка второго курса УГИИ (скрипка)

Многие ли концерты и гастроли отменились или перенеслись из-за «самоизоляции»?

Ш.: Конечно же, все концертные планы поменялись, как и программа, которую мы должны были играть в это время. Но наш дирижёр Дмитрий Сергеевич Крюков нашёл выход и поделил оркестр на несколько частей, чтобы в одном помещении не находилось более пятидесяти человек, согласно указу. Получается, что все задействованы в работе, но играем разные программы. Например, малыми составами мы уже успели сыграть Симфонию № 4 Л. ван Бетховена, Симфонию № 40 В.А. Моцарта, Серенаду для струнных инструментов П.И. Чайковского. Все концерты у нас проходят в прямом эфире в Инстаграме и на Фейсбуке. А запись позже выкладывают на Youtube-канал.

Сейчас введён «масочный режим», как это отразилось на работе оркестра?

Ш.: В первый рабочий день после отмены самоизоляции нам всем раздали медицинские маски для лица. При входе у всех обязательно измеряют температуру и просят обработать руки дезинфицирующим средством. А на репетициях оркестранты сидят довольно-таки далеко друг от друга, чтобы не нарушать дистанцию. Это немного усложняет исполнение в ансамбле, так как требует ещё более повышенного внимания.

Многие концертные организации выкладывают свою «музыкальную продукцию» в Интернет. Что можете сказать про программы НСО?

Ш.: Мы стараемся от них не отставать и также активно ведём странички в разных социальных сетях: Instagram, Facebook, ВКонтакте и Youtube. Проводим онлайн-трансляции, выкладываем записи с концертов и репетиций.

Не так давно весь мир отмечал юбилей Петра Ильича Чайковского. Как встроился в такую важную дату Национальный симфонический оркестр Башкортостана?

Ш.: 10 марта в Уфе состоялась премьера «берлинской» программы с симфонией № 5 П.И. Чайковского. Этот концерт как раз и был посвящён 180-летию со дня рождения композитора. Подготовка к концерту была очень серьёзной и кропотливой. А работать с Галем Альтеровичем Самуэлем (дирижёр, Израиль) было одно удовольствие. Надеюсь, в скором времени ситуация в мире улучшится, и мы сможем исполнить эту программу в Берлинской филармонии.

Отвечает Татьяна Брыкова, студентка 4 курса УГИИ (скрипка):

Расскажите, как проходила работа оркестра в период самоизоляции? Как проводились репетиции оркестра? Сложно ли было адаптироваться к новым условиям?

Т.: Наш активный (в хорошем смысле) дирижёр Дмитрий Сергеевич в первые же дни карантина составил определённый план работы на этот период. Когда ещё можно было репетировать вместе, мы учили новые программы и давали концерты-трансляциии в Youtube, Instagram, ВКонтакте. Мы начали активно записывать и выкладывать видео на Youtube-канале.

В период самоизоляции мы также писали ролики, только всё проходило немного сложнее – каждый записывал свою партию дома, отправлял нашему звукорежиссёру Арине Бикуловой (студентке 3 курса УГИИ), она сводила все партии вместе, и так вот получались новые ролики. Таким образом, мы писали симфонические произведения, а вот до квартетов, квинтетов, секстетов и октетов дело не дошло – самоизоляция кончилась. Но квартетная игра у нас тоже всегда в практике, это помогает улучшить звучание и чувство локтя, ну и отточить некоторые стилевые моменты.

Отвечает Ильзира Кудашева, аспирантка УГИИ (скрипка):

Какие произведения Чайковского прозвучали в этом сезоне?

И.: В этом сезоне прозвучало достаточно много музыки Чайковского: симфония «Манфред», Симфонии № 2, № 4, Итальянское каприччио, с блестящим скрипачом Иваном Почекиным исполнили Концерт для скрипки с оркестром № 1.Также плотно шла подготовка Пятой симфонии для осенних гастролей в Берлинскую филармонию. В прошлом сезоне мы исполнили увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а с нашим земляком, виолончелистом Рустемом Хамидуллиным сыграли «Вариации на тему рококо».

Что из музыки Чайковского лично тебе больше нравится? 

И: Я очень люблю творчество Чайковского, в частности, Скрипичный концерт, он считается одним из самых тяжёлых концертов, где одна первая часть по длительности – как целый концерт. Я сама играла это сочинение и в этом году показала на аттестации оркестра. Люблю музыку из «Щелкунчика», Четвёртую и Пятую симфонии, а после наших репетиций полюбила и «Манфред-симфонию». Очень много пьес для скрипки играла сама, обожаю «Вальс-скерцо».

Расскажите, как проходила работа оркестра в период самоизоляции? Как проводились репетиции оркестра? Сложно ли было адаптироваться к новым условиям?

И.: В период самоизоляции, изначально, мы работали самостоятельно дома и репетировали партии, а потом делали записи, соединяли все записи оркестрантов и у нас получился невероятный, трогательный фрагмент из Пятой симфонии Чайковского.

Именно в данный момент мы продолжаем работать, немного в сокращённом составе, а точнее, оркестр разделили на несколько маленьких камерных оркестров, таким образом, работаем и записываем трансляции для онлайн концертов, также у нас есть ансамбли, квартеты. Сейчас, например, я играю в квартете, и это здорово, что можно поиграть со своими коллегами камерную музыку, хоть мы и оркестранты, тут есть возможность почувствовать себя солистом.

Беседовала Ксения Викторова, студентка-музыковед 4 курса.