Музыкальный вечер башкирской музыки в библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди
Опубликовано: 01 марта 202420 февраля 2024 года в Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди прошел концерт башкирской инструментальной и вокальной музыки наших студентов. Участвовали Алина Шарипова – студентка кафедры традиционного башкирского исполнительства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, класс Заслуженного работника культуры РБ, доцента Сабира Сабитовича Абхалимова; Нэркэс Ахуньянова и Язгуль Гайсина – студенты кафедры вокального исполнительства, класс заслуженного артиста РФ, народного артиста РБ и РТ, лауреата государственных премий имени Салавата Юлаева и Габдуллы Тукая, кавалера Ордена Дружбы, профессора Идриса Мударисовича Газиева. Концертмейстеры этого вечера: Заслуженный работник культуры РБ, доцент кафедры специального фортепиано – Алсу Тимерзагитовна Петренко, Лауреат международных и всероссийских конкурсов – Елена Валентиновна Носорева.
Девушки начали концерт с небольшой «изюминки…». Так выразилась сама Алина Шарипова, написавшая автору этих строк о своих впечатлениях про концерт.
Зрители удивленно слушали голос, звучавший за кулисами. А затем Алина начала играть на думбыре. Это была её собственная свою импровизация на народную песню «Сынрау торна» («Звенящие журавли»).
Следующим номером была лирико-драматическая песня «Таштугай» в исполнении Язгуль Гайсиной. В ней повествуется о тяжелой доле башкирской женщины. В основе сюжета – трагическая судьба красавицы Кунсылу.
«Фатима» – одно из самых популярных произведений Нура Даутова. Музыка была написана к драматическому спектаклю по пьесе Флорида Булякова «Любишь – не любишь». Впоследствии «Фатима» стала самостоятельным произведением. Со временем Нур Даутов написал стихи на свою музыку и инструментальное произведение обрело новую жизнь как песня.
По словам самого композитора, в песне «Фатима» перед его глазами стоял образ женщины, готовой пожертвовать всем, даже своей жизнью, для блага близких и, в первую очередь, мужа, готовой отдать всю себя ради любимого. Башкирская элегия по своей красоте и лиризму не уступает многим известным классическим музыкальным произведениям. Её популярность привела к созданию различных аранжировок: «Фатима» исполняется как солирующими инструментами, так и ансамблями различных составов. А мы услышали «Фатиму» в исполнении Алины Шариповой (думбыра) и Алсу Петренко (фортепиано).
Знаменитый и всеми любимый романс "Куз нурым" («Свет очей моих») выдающегося композитора-мелодиста Салавата Низаметдинова не оставляет равнодушным никого – ни знающих язык, ни тех, кто на нем не говорит и понимает лишь отчасти. Такую музыку чувствуешь, как говорят, душой... Есть фраза: «Незрячий от рождения Низаметдинов так писал о глазах, как не способен человек, наделенный даром видеть...» В этой песне – Уфа нашей молодости, её зелёные улицы, родное училище искусств, наша смелая любовь, безрассудные поступки и чувства до дрожи в каждой клеточке! И такой мощный заряд любви к жизни в эту песню вложила Алина Шарипова.
Нэркэс Ахуньянова спела песню Хусаина Ахметова «Ал да нур сэс халкына» («Неси людям солнце, свет»), партия фортепиано – Елена Носорева. Потом вновь Алина Шарипова и Алсу Петренко сыграли в дуэте – «Одиноночество» Нура Даутова. Нэркэс Ахуньянова исполнила а капелла башкирскую народную песню «Томан». И в завершение концерта в исполнении Алины Шариповой прозвучала обработка Сабира Сабитовича Абхалимова народной мелодии «Хатирэ и Киленсэк».
Концерт прошел как одно мгновение… Это был первый сольный концерт Алины Шариповой. В нём звучала не только инструментальная, но и вокальная музыка. Алина поделилась со мной, что было волнительно, но когда больше практикуешься, выступаешь на сцене перед людьми, то страх пропадает. Инициатором концерта была именно Алина. Она сама договаривалась с библиотекой и просила своих друзей выступить.
Я внимательно слушала, как играют и поют девочки. И каждый раз волновалась прямо до мурашек от знакомых с детства башкирских мелодий. Энергетика зала библиотеки замечательная, мне очень нравится. Камерность зала настраивает слушателя на диалог с музыкой и музыкантами. Пока слушаешь, можно обратить внимание на картины, погрузиться в свои мысли…
Элина Муха, Музыковедение, IV курс.