Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Концерт к 210-летию А.С. Даргомыжского

Опубликовано: 27 сентября 2023

24 сентября 2023 г. со сцены концертного зала имени Ф.И. Шаляпина прозвучали избранные романсы и дуэты А.С. Даргомыжского. Концерт был посвящён 210-летию со дня рождения великого русского композитора. Имя его в последние годы всё реже появляется на афишах концертных залов и оперных театров, уступая место классикам западноевропейской музыки. А ведь именно Даргомыжский считается основоположником реалистического направления русской музыки. Его творчество оказало существенное влияние на развитие музыкального искусства XIX века. Оперный стиль Даргомыжского, с его «мелодическими речитативами», заложил основы для творчества М.П. Мусоргского, называвшего Александра Сергеевича «учителем музыкальной правды». Ранние романсы Даргомыжского выдержаны в лирическом духе, написанные в 40-х годах XIX века испытывают влияние русского музыкального фольклора (этот стиль переймёт у него П.И. Чайковский), поздние драматические романсы станут предтечей вокальных миниатюр М.П. Мусоргского.

В концерте романсы, охватывающие все периоды творчества композитора, исполнили студенты кафедры вокального искусства. Корейский баритон Ли Сунгжин исполнил комический романс «Мельник» и полный печали романс «Мне грустно». Незнакомая для иностранца музыка прозвучала проникновенно и осмысленно. Ассистент-стажёр Илья Морозов исполнил несколько вокальных миниатюр, каждая из которых была сделана мастерски, видна большая работа и глубокое проникновение в тонкости музыкального языка Даргомыжского. По настоящему оперной мощью и широтой покорило исполнение романсов Евгением Куликовым и Ариной Идрисовой. Их голоса рвутся на волю, им явно мал концертный зал, тембральная красота и яркость голосов сглаживает интонационные неточности. Мягкостью и бархатистыми обертонами покорили зрителей Хайдар Мухтаров и Фадис Бадретдинов. Звучный голос и ясная дикция Разиля Шарапова явились залогом успеха у публики. Нэркес Ахуньянова и Луиза Вильданова успешно дебютировали в проектах «Студенческой оперы». Чистый и мягкий голос Софьи Сухановой, как нельзя кстати, подошёл для исполнения романсовой лирики Даргомыжского.

Чуткий и деликатный аккомпанемент Ксении Кирсановой безусловно украсил вечер. В романсах партия рояля имеет крайне важную роль и может как помочь певцу, так и испортить общее впечатление. Опытнейший концертмейстер «Студенческой оперы» продемонстрировала высшее пианистическое мастерство, достойное почётного звания.

Руководитель «Студенческой оперы» Сергей Сидоров в течении вечера увлекательно рассказывал об основных вехах в жизни и творчестве композитора, знакомя зрителей с историей создания тех или иных произведений.

Уже в декабре оперная студия представит долгожданную премьеру оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость» в исполнении студентов кафедры вокального искусства.

Надежда Афанасьева