Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Как мне жаль тех, кто не пришёл в Шаляпинский зал

Опубликовано: 25 июня 2024

Как-то Артуро Тосканини произнёс: «Мне жаль тех, кто не пришёл в зал и не слышал». А мне так хотелось бы, чтобы концерт, он же Государственный экзамен выпускников очной формы обучения кафедры хорового дирижирования Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова услышало как можно больше людей! Было это, конечно, в нашем Концертном зале имени Фёдора Шаляпина. В присутствии многоуважаемого председателя Павла Евгеньевича Карпова (профессора кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидата искусствоведения). А также и членов Госкомиссии, педагогов хоровой кафедры УГИИ.

Пел вначале хор студентов Уфимского государственного института искусств.

Зазвучало очень негромко и сосредоточенно. Можно было различить слова, вникнуть в боговдохновенное настроение стихов Григора Нарекаци и их музыкального воплощения Сергеем Екимовым. Это была I часть из Хорового концерта, названная по первым словам: «То слово, что мне скажешь в осужденье». ГРИГОР НАРЕКСКИЙ (Нарекаци), годы жизни 951–1003 – монах, армянский поэт, философ-мистик и богослов. Все стихи входят в «Книгу скорбных песнопений» (перевод Наума Гребнева, 1969).

Вчитайтесь, вы поймёте, как это должно было «зацепить» публику:

То слово, что мне скажешь в осужденье,
Я знаю: грянет вдруг без сожаленья
В последний день возмездия, как гром.
Но, Господи, прошу лишь об одном:
Трепещущему в страхе и смятенье,
В последнем сём несчастии моем,
Дай силу мне, пошли мне утешенье
Во имя милосердья и любви.
Утешь меня, очисти, оживи
И ниспошли свое благословенье.
Аминь.
 

Открывала программу Амина Яхина (класс профессора Натальи Евгеньевны Буткевич). Она провела эту музыку Екимова/Нарекаци чутко, и, думаю, стилистически точно.

Почему-то этот ГОС воспринимался автором этих строк как премьера (видимо, нагрузки кафедральные/педагогические таковы, то попадать на подобные ГОСы доводилось редко). Когда они учатся по Истории русской музыки, стараешься почувствовать их потенциал и надеешься: преодолеют они неимоверные сложности профессии дирижёра.

Их было всего пятеро, все очень разные. И оценки получили разные. Но сейчас речь не об оценках. Почему-то моё восприятие складывалось как концертное. Конечно, само стремящееся к идеалу, к совершенству звучание студенческого хора придавало обаяние. Кто из пятерых понравился больше – утаю, хотя и есть личные предпочтения. Бакалавры Амина Яхина, Диля Муратова и Ильназ Хузиахметов, «специалитет» – Мария Звыкова и Роман Галимов – все дирижировали программами из контрастных, ярких, весьма интересных произведений. Очевидно, педагоги каждого выпускника вложили силы для достижения максимума. Выпускали питомцев и опытные «мэтры» – зав. кафедрой, профессор Алсу Афгановна Хасбиуллина (Роман), вышеназванная Наталья Евгеньевна Буткевич (у неё учились и Амина, и Ильназ), доцент Александр Леонидович Алексеев (Мария), и молодой старший преподаватель Ляйсан Рамилевна Мухарямова (Диля).

Наверное, на работу с хором у каждого пришлось времени меньше, чем хотелось бы. Тем более, сила и броскость впечатлений как раз заставляет сожалеть, что публики могло быть намного побольше. На силу воздействия влияло и мастерство концертмейстеров Лены Мусабировой (студенческий хор) и Камилы Зелениной (капелла).

Да, была и вторая часть ГОСэкзамена. На сцену вышла Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина!

Экзаменовался ассистент-стажёр Ильдар Багаутдинов (руководитель – профессор Наталья Евгеньевна Буткевич). Концертная программа посвящалась 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Когда-то мой супруг, стремясь привести Башкирский театр к операм Мусоргского, из программы в программу включал его сочинения. Может и задумка Ильдара Канзелевича (назову по отчеству, он ведь уже преподаёт на хоровой кафедре) имела подобный посыл? Таких величин, как Мусоргский, в мире немного…

Уверена, что сами названия произведений, услышанных в четверг, 19 июня в нашем зале, покажут смелость дирижёра.

1. Мусоргский. «Ангел вопияше».
2. Мусоргский. «Где ты, звёздочка?». В переложении для смешанного хора a cappella Якова Дубравина. Солист Роман Галимов (для обрамления этот романса – из самых ранних – была использована музыка оркестрового вступления к Первой картине Пролога «Бориса Годунова». – С.П.).
3. Мусоргский. Четыре фрагмента из фортепианного цикла «Картинки с выставки» в переложении для смешанного хора a cappella Якова Дубравина: «Прогулка», «Старый замок», «Быдло», «Богатырские ворота».
4. Мусоргский. Три хора для голосов с фортепиано: «Эдип»,
«Поражение Сеннахериба», «Иисус Навин». Солисты: Гузель Усманова, Фадис Бадретдинов.

Партия фортепиано: лауреат международных конкурсов Камила Зеленина.

Стоит специально подчеркнуть последний раздел ассистентского ГОСэкзамена:

5. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 действие, Сцена под Кромами (хоровые фрагменты).

Выбор музыки из «Бориса» сделал сам Ильдар Багаутдинов.

Потом капелляне (все – мои ученики по ИРМ) с трепетом спрашивали: – Понравилось? – Безусловно. Само «вторжение» «Бориса» в Шаляпинский зал, конечно, сильно впечатляло.

Завершу краткое изложение своих quasi-воспоминаний: наверное, для таких программ нужно больше анонсов, больше рекламы. Может быть, что-то и будет повторено? Хотелось бы надеяться.

Вечером был капустник. Первокурсники провели «неслабое» испытание для этой «Пятёрки». Например, «Угадай мелодию», звучащую задом наперёд. Справились. Выпускники в свою очередь ответили почти не сами: пародировали наставников сами наставники – по перекрёстному принципу. Наталья Буткевич – Александра Алексеева, Александр Алексеев – Наталью Буткевич. Спасибо им большое!!! Словесные тексты читали и пели уже сами выпускающиеся… В роли «подопытных» выступили Алсу Хасбиуллина и Клим Калитов… Было очень смешно. Талантливо.

Светлана Платонова.