Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Финиш не за горами

Опубликовано: 10 апреля 2021

В Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова много талантливых музыкантов. Некоторые выходят на сцену практически каждый день. Одна из таких студенток нашего вуза – Регина Бердигулова.

С Региной мы знакомы около восьми лет, и я с уверенностью могу сказать, что это девушка очень активная, яркая: успешно учится на кафедре вокального искусства, регулярно выступает на концертах и конкурсах разных масштабов – Республиканского, Всероссийского и Международного уровня, работает в хоре БГТОиБ, при этом успевает посещать музеи, а также ведёт здоровый образ жизни... Иными словами – такая многогранная, и ещё – добрая, искренняя, позитивная. С каждым годом Регина растёт в творческом плане. Но, кроме этого, она – любящая жена и мама. Мы поговорили о её школьных годах, мечтах… И о семье.  

– Регина, в детстве, в Магнитогорске, ты посещала музыкальную школу по двум специальностям – фортепиано и вокал. Что больше нравилось?

– Да, родом я из Магнитогорска. Как-то с классом мы ходили в музыкальную школу № 1. В тот день я впервые услышала звучание рояля и классическую музыку. Вернувшись домой, такая восторженная, я сказала маме, что очень хочу научиться играть на этом инструменте! Так, недолго думая, и пошли мы прослушиваться. Распределили меня в класс фортепиано к Галине Анатольевне Калепановой – это она играла на том самом концерте. Галина Анатольевна научила меня многому, до сих пор школьные основы помогают в профессии.

Мне всегда нравилось петь, поэтому через год я начала обучаться вокалу профессионально. Базовые знания приобрела благодаря Оксане Анатольевне Дегтярёвой (сейчас она преподаёт в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки). Поскольку я пела везде, где можно, мне разрешили посещать и младший, и старший хор.

Помнишь ли, как первый раз вышла на сцену?

– Моё первое выступление! Это был фортепианный конкурс татаро-башкирской музыки, и я заняла почётное II место. Мне было 8 лет, вышла я на сцену решительно, исполнила пьесу «Волны Агидели» Роберта Газизова. На мне был национальный башкирский костюм – для создания образа!

От правильно выбранной профессии напрямую зависит наше будущее. Определиться с профессией лучше всего на начальном этапе. Образовательное учреждение является средством для достижения поставленной цели. Как ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с миром музыки?

С выбором профессии сомнений не возникло. Ещё в школе я знала, что буду музыкантом и смело шла к этой цели. Однако к окончанию музыкальной школы мне пришлось принимать не простое решение. Выбор пал, конечно, на фортепиано. Весь последний год я готовилась к поступлению, «подтягивала» сольфеджио, оттачивала технику, каждый день совершенствовала программу. Однажды проездом я попала в Уфу, и, прогуливаясь по городу, решила, что буду обучаться именно здесь. Таким образом я и поступила в Уфимское училище искусств.

– Через год отличной учёбы на отделе специального фортепиано ты переходишь на вокал к преподавателю Альфие Каримовне Низаметдиновой. С чем это связано?

В училище я занималась у Светланы Ахметовны Хамитовой – она такой интересный педагог, знающий своё дело. Пожалуй, именно в разговоре с ней можно было понять суть призвания как такового и смысл профессии преподавателя музыки. За год обучения я сыграла сочинения Баха, Бетховена, Мендельсона и Рахманинова.

Из-за многочасовых занятий за инструментом у меня заболели руки. Проходила лечение, делала перерыв, но ситуация не улучшилась. Неравнодушная к моей судьбе преподавательница предложила не бросать музыку, а начать «плотнее» заниматься пением. Прошла прослушивание на вокальный отдел, меня с радостью взяли. Уроки фортепиано со Светланой Ахметовной, однако, продолжались, но уже гораздо реже.

Я думаю, обучение в училище должен пройти каждый музыкант, поскольку это основа знаний. С теплом вспоминаю уроки вокала у Альфии Каримовны. Как трепетно она относится ко всем своим студентам! Хочу назвать ещё Ирину Викторовну Аппалонову, она вела теоретические дисциплины. Каждый преподаватель оставил частичку души во мне, я помню все добрые слова, сказанные в нужное время… Я всем очень благодарна!

– После окончания колледжа ты приняла решение продолжить обучение в Вузе. Студенчество – прекрасная пора, которая, к сожалению, очень быстро прошла. Уже в этом году ты получаешь заветный диплом. Кто из преподавателей института останется в твоей памяти?

Важно, чтобы на уроках был творческий тандем. Поддержка и вера в студентов безусловно должна присутствовать. Любовь Владимировна Буторина (преподаватель по специальности) и Елена Владимировна Гордеева (по фортепиано) продолжают интенсивно заниматься со мной, чтобы совершенствовать мои профессиональные навыки! За это я им бесконечно благодарна.  

– Уже четвёртый год ты работаешь в оперном театре. Вспомни свой первый спектакль!

В мае будет четыре года, как я пришла в театр. Это было как будто вчера. После спектакля «Травиата» Верди встретила главного хормейстера театра Александра Леонидовича Алексеева, подошла к нему. Набравшись смелости, спросила, можно ли мне прослушиться? С недоверием и в то же время с интересом в глазах он согласился. В этот же вечер я спела Александру Леонидовичу арию Роделинды из одноименной оперы Генделя. С этого момента начался мой театральный путь.

Первый выход на сцену осуществился на премьере спектакля «Искатели жемчуга» Бизе. Как помню, «влетела в последний вагон» – на постановку! Выучила материал буквально за несколько дней! И начались репетиции. А потом и спектакли…

– Регина, в каких оперных постановках ты участвуешь?

На сегодняшний день я выхожу на сцену практически во всех спектаклях театра. Репертуар составляют такие яркие оперы, как «Царская невеста» Римского–Корсакова, «Кармен» Бизе, «Дон-Жуан» Моцарта, «Орлеанская дева» Чайковского и «Князь Игорь» Бородина. Каждое представление открывает множество образов, которые воплощаешь на сцене.

– Работа в хоре по-своему интересна: участие в массовых сценах, красивые костюмы, кроме того, вместе со многими музыкантами-хористами не так волнительно выходить на сцену. Как известно, у тебя был дебют в роли Золушки из «Хрустальной туфельки» Спадавеккиа, где ты исполнила сольную партию. Регина, какие эмоции ты испытывала? Как справилась с такой ответственной задачей, ведь всё внимание – на тебя?

Выходить на сцену всегда волнительно, будь ты артист хора или солист. Золушка стала самой важной ролью. Я испытала огромное счастье, ведь это первое сольное выступление на сцене театра. С самого утра я ощущала чувство тревоги и волнения, поскольку в музыкальной сказке свои задачи. Здесь главные герои не только поют, но играют и танцуют на протяжении всего действия, что требует полной концентрации и выносливости.

– Давай поговорим о семейных радостях. В прошлом году ты стала мамой. Раскрой секрет, как продолжать успешно учиться с ребёнком на руках?

Мой муж, Ильгиз Бердигулов, работает в хоре, вместе со мной. В октябре 2020 года у нас родился сын Роберт. Ему сейчас 5 месяцев. Мы приняли решение, что нужно закончить институт. Сейчас нам помогает моя мама, спасибо ей. Я скажу так. Конечно, не просто учиться, когда у тебя маленький ребёнок, но если ты поставила перед собой цель и хочешь осуществить свою мечту, то нужно идти вперёд и ни в коем случае не сомневаться.

– Спасибо за беседу. Желаю тебе ещё больше энергии, сил и творческого вдохновения!

Елена Баранова, 4 курс, музыковедение.

На фото — Регина Бердигулова