Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Айсылу Сайфуллина - душа, вмещающая скрипку

Опубликовано: 13 октября 2021

Молодёжный симфонический оркестр Республики Башкортостан открыл новый концертный сезон 17 сентября 2021 года в Шаляпинском зале Уфимского государственного института искусств (далее —  УГИИ). Своё мастерство молодые музыканты продемонстрировали на произведениях Бетховена и Прокофьева. Сразу скажу, что концерт поразил скоростью подготовки. На дворе первый месяц учебной работы, а студенческий оркестр уже успел подготовить совершенно новое для него и весьма сложное сочинение выдающегося советского композитора. Представим себе, что придя после летних каникул, студенты сразу получили известный своими техническими трудностями Второй скрипичный концерт op. 63 Сергея Прокофьева. Они тогда еще не знали о том, что спустя три (!) репетиции в зале им придется сыграть его на публике. Действительно, очень рискованно давать ребятам, пришедшим после отдыха, новые произведения для спешной подготовки.

Причина столь быстрого начала сезона – юбилей одного из старейших профессоров кафедры струнных инструментов и УГИИ, замечательного и всеми любимого педагога Александра Абрамовича Шисмана. Именно к нему на празднование приехала его выпускница, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Айсылу Сайфуллина. Ныне она является артисткой Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова (г. Санкт-Петербург), а также Молодежного камерного оркестра ЗКР и Singolo Orchestra. Она активно выступает, в том числе, и в сольных концертах. Свое замечательное мастерство, отточенное сначала в УГИИ, затем в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (в классе профессора С. Г. Гиршенко) она продемонстрировала на сложнейшем сочинении Фрица Крейслера «Речитатив и скерцо для скрипки solo».

В начале концерта прозвучала увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт» Людвига ван Бетховена. Слушая это произведение в исполнении коллектива не в первый раз, могу заверить, что именно на нём особо виден значительный рост оркестра. По словам дирижёра, музыканты попытались воплотить в звучании бетховенскую мощь – и, кажется, им это во многом удалось.

Прокофьевский концерт, прозвучавший в завершении концерта, поразил всех, кто присутствовал в этот вечер в Шаляпинском зале. Остается только гадать, как за такое минимальное количество репетиций студенческий оркестр смог охватить такой объем музыки! Тем более, что в его состав только что влилось большое количество ещё «не нюхавших пороха» первокурсников. Как говорится, кто не рискует – тот не выходит на сцену, ведь так? Так, видимо, счёл и художественный руководитель оркестра, его дирижёр доцент Азамат Хасаншин, который не останавливается в своих попытках вывести оркестр на новый уровень. И по тому, что я услышала в этот вечер, а также по восхищённой реакции публики и крикам «браво» – могу сказать, что риск был оправдан. Концерт прошёл с большим успехом, оркестр был удостоен оваций зрителей и улыбки дирижёра.

После громких аплодисментов в адрес оркестра и особенно его солистки Айсылу Сайфуллиной, я решила поближе познакомить уфимскую публику с этим замечательным музыкантом.

– Айсылу, здравствуйте! Своё интервью я хотела бы начать с вопроса, который волновал, думаю, многих музыкантов: в какой момент Вы поняли, что музыка – ваше признание?

– Здравствуйте! У меня не было изначального убеждения в том, что скрипка – моё призвание. Наоборот, я всегда немного завидовала людям, которые чётко знали, что музыка является их главной жизненной целью. Нет, это возникло постепенно, и в какой-то момент я осознала, что скрипка стала неотъемлемой частью моей жизни, что теперь скрипка – это часть меня. Этот инструмент стал частью моей души, поэтому я не представляю своей жизни без неё. Можно ли назвать это призванием? Наверное, да. Думаю, что это можно назвать смыслом творчества. Та любовь к музыке и та любовь, которую мы передаём слушателям, – есть смысл.

– С самого детства вы занимаетесь музыкой. Были ли когда-то мысли бросить музыку и заняться чем-то другим?

– Скорее, нет. Я настолько сроднилась с профессией, что даже если бы мне при определённых обстоятельствах пришлось уйти из музыки, то я все равно продолжила бы заниматься на инструменте, хотя бы для себя. Потому что это уже невозможно убрать из моей жизни. К тому же я получаю огромное удовольствие от своей работы, накопленного опыта и предстоящих планов.

– Как вы ощущаете себя на сцене? Чувствуете ли вы этот азарт при  игре на публике?

– Я обожаю сцену, выступления и публику. У меня, безусловно, как у любого артиста, есть волнение. Этим летом у меня был достаточно жёсткий график в августе-сентябре. Мне приходилось иногда выступать каждый день, играя сольно концерт Прокофьева. Тем не менее, каждый раз есть волнение перед встречей с залом, с публикой, и даже перед встречей с оркестром. Но это приятное волнение. Каждый выход на сцену – это праздник. Перед выходом на сцену важно держать в голове цель, что именно ты хочешь принести зрителям. Хочешь ли ты подарить прекрасные ощущения и эмоции, хочешь ли ты сделать их эмоциональную жизнь ярче в этот вечер? Если ты всё время задумываешься об этих задачах, то фокус внимания, например, с технических трудностей, можно перенести на более «высокую» функцию. Поэтому, волнение и азарт – это то, без чего потом трудно существовать. Ради этого мы каждый раз снова и снова выходим на сцену.

– Вы прекрасный солист, но не мешает ли вам это, когда вы играете в качестве оркестранта?

– Действительно, специфика абсолютно разная. То есть, конечно, можно быть хорошим солистом, но с большим трудом приспосабливаться к игре в оркестре. И напротив, быть хорошим оркестрантом, но иметь трудности при сольном выступлении. Поэтому совмещать эта два вида исполнительства, учитывая все тонкости, не всем удается. В оркестре это, прежде всего, игра в ансамбле, по руке дирижёра и по жесту концертмейстера группы. Бывает тяжело подчинить все свои амбиции и творческие порывы общему делу. Конечно, в оркестровой группе, которая может достигать двадцати человек, у каждого своё мнение. Но нужно всё равно понимать, что дирижёру виднее. Он правит балом. В сольной практике, наоборот, ты – инициатор всего. Мысль, движения, форма, динамика, баланс, многочисленные исполнительские нюансы – всё это лежит на плечах солиста. Ты должен своей игрой убедить слушателей. Каждая твоя идея должна быть настолько рельефной, яркой и читаемой, чтобы за ней можно было идти. А главное – хотелось бы идти. Чтобы оркестр или аккомпаниатор ясно понимал, что ты хочешь сказать. Солист несет в себе лидерское начало, но в тоже время, ему нужно уметь слушать аккомпанирующий ему оркестр (или рояль в камерной музыке). Я считаю, что в обоих случаях очень важно быть частью ансамбля, как его ведущая линия или внутренняя часть.

– Я знаю, что у симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Ю. Х. Темирканова, в котором Вы играете, были гастроли в Испании. Какой Вам показалась их публика по сравнению с отечественной?

У нас было множество гастролей в очень многих странах Европы, Америки и Азии. Отвечая на вопрос именно об Испании, хочу сказать, что я очень люблю эту страну. Люблю за их немного расслабленный менталитет, за их любовь к жизни и удовольствию. Публика в Испании очень приятная и восприимчивая. Они очень любят классическую музыку, уважают русский оркестр. В особенности, как мне кажется, ценят наш коллектив. С большим пиететом встречают оркестр, устраивая невероятные овации. Безусловно, я очень люблю играть для испанской публики. Очень надеюсь, что в этом году у нас еще состоятся концерты в этой стране.

– Есть ли у вас кумир?

– Конкретного кумира у меня нет. Но как любой творческий человек, я всё время нахожусь под впечатлением от игры, личности определённого музыканта, артиста и т. д. И меня это может вдохновлять, давать мне направление для развития. Это могут быть самые разные исполнители на различных инструментах: не только скрипачи, но и пианисты, вокалисты, драматические актёры, танцовщики, кто угодно! У меня часто бывает такое, что ты можешь ухватиться в исполнении за что-то, видя цельность личности, правду. И тебе хочется именно эту мысль донести до зрителей.

– В конце своего интервью, хочу спросить, что еще вас интересует в жизни кроме музыки?

В жизни меня интересует многое. Я очень люблю творчество в разных его аспектах. Обожаю кино и театр. Кроме того я активно занимаюсь танцами, конечно, на любительско-спортивном уровне. Заниматься я начала уже во взрослом возрасте, около четырёх-пяти лет назад. Сначала моё увлечение было для общей физической формы, расслабления и эмоциональной разгрузки. Но в дальнейшем, меня очень захватила эта среда. В том числе я познакомилась с приятными людьми. И, в свою очередь, это вылилось в конкурсные выступления и неоднократные победы на различных турнирах. Сейчас я также продолжаю заниматься танцами, пытаясь совмещать их со своей музыкальной «стороной». И как мне кажется, очень много общего между танцевальной практикой и принципами музыкальной деятельности. Это также касается ансамблевой игры и умения слушать партнёра. Умение «вестись» когда партнёр ведёт, или наоборот, умение быть лидером в нужный момент. Думаю, что в танцах мне удалось проработать многое, что потом отразилось в моей игре.

– Спасибо.

Надеюсь, что благодаря этому интервью, наша землячка расширит круг своих поклонников, а музыкальные гурманы увеличат свой плей-лист ещё на одного исполнителя – скрипачку Айсылу Сайфуллину, у которой инструмент уже стал частью души.

Автор: Айша ХАСАНШИНА

На фотографиях: А.Сайфуллина и А.А. Шисман; А. Сайфуллина и МСО РБ, дир. А. Хасаншин

Фотограф: Дмитрий Павлов