Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Положение о Всероссийском конкурсе-олимпиаде "Композитор на все времена", посвященном 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова


Положение об организации и проведении

Всероссийского конкурса-олимпиады «Композитор на все времена»

для обучающихся ПОУ и ВУЗов культуры и искусства,

посвящённого 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова

 

1. Учредители и организаторы конкурса-олимпиады

1.1. Учредителем и организатором Всероссийского конкурса-олимпиады «Композитор на все времена» для обучающихся ПОУ и ВУЗов культуры и искусства, посвящённого 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова (далее – Конкурс-олимпиада) является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова».

2. Общие положения

2.1. Конкурс-олимпиада состоится 26 марта 2023 года для обучающихся любых музыкальных специальностей.

2.2. Место проведения: заочно.

2.3. Цели и задачи Конкурса-олимпиады: выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, укрепление научного авторитета Уфимского государственного института искусства имени Загира Исмагилова и в связи с 150-летием С.В. Рахманинова.

3. Условия проведения олимпиады

3.1. В Конкурсе-олимпиаде могут принять участие обучающиеся профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений культуры и искусства любых музыкальных специальностей.

3.2. Конкурс-олимпиада проводится в нескольких номинациях.

Для профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений:

  • Написать эссе по мотивам одной или нескольких фотографий Рахманинова; они размещены на сайте «Сенар»: (не более 4 страниц).
  • Написать сочинение на тему «Мой Рахманинов» (не более 4 страниц).

Для высших учебных заведений:

Для профессиональных образовательных учреждений:

  • Выполнить целостный анализ «Романса» из фортепианного цикла «Салонные пьесы» ор. 10 С.В. Рахманинова (не более 2 страниц).
  • Гармонизовать одноголосную мелодию в стиле С. Рахманинова (фактура свободная). При гармонизации возможно изменение регистра.

4. Программные требования

Каждая номинация будет оцениваться отдельно. Конкурсанты имеют право участвовать в любом количестве номинаций. Совместное выполнение (два и более участника в одном задании, как и два и более руководителя в одном задании) запрещено. Работы необходимо отправить не позднее 24:00 часов 26 марта 2023 года (время московское) на электронный адрес history_music@mail.ru.

Текстовые файлы заданий должны иметь следующие параметры: текстовый редактор – Word (***.doc); шрифт Times New Roman, 14 кегль; поля – 2 см; без переносов. Межстрочный интервал – 1,5; абзацный отступ автоматический 1,25 см; выравнивание по ширине; страницы должны быть пронумерованы.

Изучение и осмысление литературы приветствуется, однако, КОПИРОВАНИЕ источников Интернета и книг БЕЗ ССЫЛОК на источники в выполняемых заданиях КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО (плагиат)! Необходимо использовать правила оформления цитаты (их можно посмотреть в учебниках по русскому языку и в Интернете) и давать ссылки на цитируемый источник (даже в том случае, если идёт его пересказ) в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника и цитированной страницы. Раздел «Список использованной литературы» (при его наличии) располагается в конце каждой работы и оформляется по алфавиту в соответствии с ГОСТом (пример оформления ссылок, цитат и списка использованной литературы см. ниже).

При необходимости ноты «Мелодии» или «Романса» (электронный вариант) могут быть высланы на электронную почту. Свяжитесь по электронной почте с оргкомитетом и сообщите свою просьбу.

Перед каждым ответом на задания указываются:

– ФИО конкурсанта;
– Место учёбы, курс, специальность;
– ФИО руководителя /если есть/;
– Название работы.

Музыкальные произведения и литература для подготовки к Конкурсу-олимпиаде не ограничены.


Образец оформления письменных работ

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИБРЕТТО С. БОБРОВА

К БАЛЕТУ С. ПРОКОФЬЕВА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

Иванова Н.Н.

студентка III курса музыкального факультета, специальности «Музыковедение»

Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова,

Россия, Уфа

Руководитель:

Петрова М.И.

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова,

Россия, Уфа

К постановке балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета в 2005 году было создано новое либретто, автором которого выступил хореограф и режиссёр спектакля Сергей Бобров. По его признанию, опираясь на фабулу шекспировской трагедии, он стремился дать свою трактовку бессмертной темы и расставить иные акценты: «…погружаясь в эту историю, разбираясь в хитросплетениях человеческих отношений, начинаешь задавать себе всё больше и больше вопросов. И каждый ответ создаёт новую историю, не меняя при этом основной канвы сюжета: трагической и прекрасной истории любви юноши и девушки» [2].

Сопоставив особенности интерпретации сюжета в авторском либретто и либретто С. Боброва, обратимся к персонажной системе. По аналогии с шекспироведом А. Аникстом, выделившим в трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира четыре плана разных действующих лиц с точки зрения их значимости в общей композиции драмы [1, с. 44], обозначим сходные уровни в авторском либретто и либретто С. Боброва.

Список литературы

1. Аникст, А. А. Шекспир. Ремесло драматурга / А. А. Аникст. – М.: Сов. писатель, 1974. – 607 с.

2. Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке КГТОиБ / Номинанты премии «Золотая маска» 2006 // Золотая маска. – URL. – http://www.goldenmask.ru/spect.php?cat=4&snom=1&id=177&year=12. – (дата обращения: 01.12.2015).

3. Бобров, С. Р. Либретто к балету С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» / С. Р. Бобров // Красноярский государственный театр оперы и балета. – URL. – http://krasopera.ru/play/view/romeo-i-dzhuletta. – (дата обращения: 01.12.2015).


5. Порядок работы жюри и оргкомитета Конкурса-олимпиады

5.1. Учредителем Конкурса-олимпиады формируется и утверждается состав жюри и состав организационного комитета Конкурса-олимпиады (далее – Оргкомитет).

5.2. Жюри присуждает звания лауреатов и дипломантов. Жюри имеет право присуждать не все места; делить место между конкурсантами; учреждать Гран-при; специальные дипломы. Победители получают электронные дипломы лауреатов и дипломантов Конкурса-олимпиады.

Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежит.

5.3. Оргкомитет Конкурса-олимпиады осуществляет сбор и обработку заявок участников Конкурса-олимпиады, размещает информацию о проведении Конкурса-олимпиады на сайте Института.

6. Финансовые условия

6.1. Организационный взнос не взимается.

7. Порядок и условия подачи заявки

7.1. Для участия в Конкурсе-олимпиаде необходимо до 20 марта 2023 года представить на электронную почту Оргкомитета history_music@mail.ru следующие документы:

1) Заявку (Приложение 1);

2) Согласие на обработку персональных данных (Приложение 2).

Заявка участника и согласие на обработку персональных данных высылаются в виде сканированного файла в формате pdf, а также в формате Word (doc).

8. Контактная информация

Оргкомитет Конкурса-олимпиады

Председатели оргкомитета:

  • Светлана Михайловна Платонова – профессор, заведующий кафедрой истории музыки (тел.: +7-987-098-87-16).
  • Ирина Васильевна Алексеева – профессор, заведующий кафедрой теории музыки (тел.: +7-917-751-12-75);

Секретарь Оргкомитета:

  • Садуова Алия Талгатовна – доцент (тел.: +7-917-342-24-29).

Адрес электронной почты для направления документов участников и выполненных заданий: history_music@mail.ru.

Адрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 14

Дополнительная информация – на сайте https://ufaart.ru/