Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Положение о Всероссийской олимпиаде с международным участием по музыкально-историческим и музыкально-теоретическим дисциплинам "Одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия"

 

Положение об организации и проведении

Всероссийской олимпиады с международным участием

по музыкально-историческим и музыкально-теоретическим дисциплинам

«Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия»

для обучающихся ДМШ, ДШИ, ПОУ и вузов культуры и искусства

любых музыкальных специальностей

 

1. Учредители и организаторы олимпиады

1.1. Учредителем и организатором Всероссийской олимпиады с международным участием по музыкально-историческим и музыкально-теоретическим дисциплинам «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия» для обучающихся ДМШ, ДШИ, ПОУ и вузов культуры и искусства любых музыкальных специальностей (далее – олимпиады) является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный  институт искусств имени Загира Исмагилова».

 

2. Общие положения

2.1. Олимпиада состоится 30 апреля 2022 года. Положение олимпиады размещается на сайте Института не позднее чем за 2 дня до проведения.

2.2. Место проведения: заочно.

2.3. Цели и задачи олимпиады: выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, укрепление научного авторитета Уфимского государственного института искусства имени Загира Исмагилова

 

3. Условия проведения олимпиады

3.1. В олимпиаде могут принять участие обучающиеся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств, профессиональных образовательных и высших образовательных учреждений по любым специальностям.

3.2. Конкурс проводится в следующих номинациях:

  • Старшие школьники:

1. Написать эссе «История любви» (на примере страниц биографии какого-либо композитора из курса музыкальной литературы)» /объём – не более 2 печатных страниц/.

2. Дописать другие голоса (второй, третий и проч.) в свободной фортепианной фактуре к одноголосной мелодии:

  • Обучающиеся в ПОУ:

1. Написать аналитический этюд «История любви композитора и её воплощение в одном из музыкальных произведений» /объём – не более 4 печатных страниц/.

2. Гармонизовать одноголосную мелодию в жанре лирического вальса в свободной фортепианной фактуре с использованием мажоро-минорных средств и альтерации:

 

  • Обучающиеся в ВУЗах:

1. Написать очерк «Тема любви – вечная тема в искусстве (на примере разных исторических эпох или исторических периодов)» /объём – не более 6 печатных страниц/.

2. Гармонизовать одноголосную мелодию в жанре ноктюрна в свободной фортепианной фактуре с использованием мажоро-минорных средств, альтерации и эллиптических оборотов, подчинив её созданию сцены дуэта влюблённых. Для гармонизации возможно изменение регистра, ладового наклонения (в том числе фрагментарно), изобразительных эффектов. Разрешается также расширение композиционных границ до сложной 2-х или 3-х частной формы:

 

4. Программные требования

Каждая возрастная группа будет оцениваться отдельно. Конкурсанты имеют право участвовать, как только в каком-то одном, так и в двух заданиях, соответствующих возрастной группе. Совместное выполнение (два и более участника в одном задании) запрещено. Ответы необходимо отправить не позднее 24.00 часов 30 апреля 2022 года (время московское) на электронный адрес history_music@mail.ru.

Текстовые файлы заданий должны иметь следующие параметры: текстовый редактор – Word (***.doc); шрифт Times New Roman, 14 кегль; поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; без переносов. Межстрочный интервал – 1,5; абзацный отступ автоматический 1,25 см; выравнивание по ширине; страницы должны быть пронумерованы.

Изучение и осмысление литературы приветствуется, однако, КОПИРОВАНИЕ источников Интернета и книг БЕЗ ССЫЛОК на источники в выполняемых заданиях КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО (плагиат)! Необходимо использовать правила оформления цитаты (их можно посмотреть в учебниках по русскому языку и в Интернете) и давать ссылки на цитируемый источник (даже в том случае, если идёт его пересказ) в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника и цитированной страницы. Раздел «Список использованной литературы» (при его наличии) располагается в конце работы и оформляется по алфавиту в соответствии с ГОСТом (пример оформления ссылок, цитат и списка использованной литературы см. ниже).

Ответы на 2-е задания необходимо писать ручкой (не карандашом!). Они сканируются (или фотографируются) и сохраняются в форматах с расширением ***.jpg-jpeg, либо набираются в программе музыкального редактора, сохраняемом в форматах с расширением ***.jpg-jpeg.

Перед каждым ответом на задания указываются:

- ФИО конкурсанта;

- Место учёбы;

- Класс/курс;

- Специальность;

-ФИО руководителя /если есть/;

- Название работы.

Музыкальные произведения и литература для подготовки к олимпиаде не ограничены.

 

 

Образец оформления письменных работ

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИБРЕТТО С. БОБРОВА

К БАЛЕТУ С. ПРОКОФЬЕВА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

Иванова Н.Н.

студентка III курса музыкального факультета, специальности музыковедения,

Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова,

Россия, Уфа

 

Руководитель

Петрова М.И.

профессор кафедры истории музыки,

Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова,

Россия, Уфа

 

К постановке балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета в 2005 году было создано новое либретто, автором которого выступил хореограф и режиссёр спектакля Сергей Бобров. По его признанию, опираясь на фабулу шекспировской трагедии, он стремился дать свою трактовку бессмертной темы и расставить иные акценты: «…погружаясь в эту историю, разбираясь в хитросплетениях человеческих отношений, начинаешь задавать себе всё больше и больше вопросов. И каждый ответ создаёт новую историю, не меняя при этом основной канвы сюжета: трагической и прекрасной истории любви юноши и девушки» [2].

Сопоставив особенности интерпретации сюжета в авторском либретто и либретто С. Боброва, обратимся к сравнению персонажной системы. По аналогии с шекспироведом А. Аникстом, выделившим в трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира четыре плана разных действующих лиц с точки зрения их значимости в общей композиции драмы [1, с. 44], обозначим сходные уровни в авторском либретто и либретто С. Боброва.

Список литературы

1. Аникст, А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М.: Сов. писатель, 1974. – 607 с.

2. Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке КГТОиБ / Номинанты премии «Золотая маска» 2006 // Золотая маска. – URL. – http://www. goldenmask.ru/spect.php?cat=4&snom=1&id=177&year=12. (дата обращения: 01.12.2015).

3. Бобров, С. Либретто к балету С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» // Красноярский государственный театр оперы и балета. – URL. - http://krasopera.ru/play/view/romeo-i-dzhuletta. – (дата обращения: 01.12.2015).

 

5. Порядок работы жюри и оргкомитета олимпиады

5.1. Учредителем олимпиады формируется и утверждается состав жюри и состав организационного комитета олимпиады (далее – Оргкомитет).

5.2. Жюри присуждает звания лауреатов и дипломантов. Жюри имеет право присуждать не все места; делить место между конкурсантами; учреждать Гран-при; специальные дипломы, призы, дипломы, а также награждать педагогических работников за подготовку лауреатов и дипломантов.

Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежит.

5.3. Оргкомитет олимпиады осуществляет сбор и обработку заявок участников олимпиады, оформляет договора для оплаты организационного взноса, размещает информацию о проведении олимпиады на сайте Института, оформляет и распространяет дипломы лауреатов и дипломантов в электронном виде.

 

6. Финансовые условия

6.1. Организационный взнос для участия в олимпиаде составляет 500 (пятьсот) рублей 00 копеек с одного участника на одно задание (соответственно два задания – 1000 руб.).

6.2. Оплата за участие осуществляется по реквизитам Института (Приложение 3) не позднее чем 1 день до проведения олимпиады. В случае отказа участника от участия в олимпиаде, несвоевременной подачи документов для участия по любым причинам, документы организационный взнос не возвращается.

6.3. Расходы по переводу взноса оплачивающая сторона берет на себя.

 

7. Порядок и условия подачи заявки

7.1. Для участия в конкурсе необходимо до 28 апреля 2022 года представить на электронную почту Оргкомитета history_music@mail.ru следующие документы:

1) Заявка (Приложение 1);

2) Согласие на обработку персональных данных (Приложения 2, 3);

3) Копия платёжного документа об оплате организационного взноса (заявки на участие в конкурсе без предоставления копии об оплате организационного взноса не рассматриваются);

4) Иные документы (по усмотрению оргкомитета) (Приложения 4,5).

Заявка участника, согласие на обработку персональных данных, копия платёжного документа об оплате организационного взноса высылаются в виде сканированного файла в формате pdf, а также в формате Word (doc).

7.2. Изменения данных участников, преподавателей/руководителей после подачи заявки не принимаются.

 

8. Контактная информация

Оргкомитет олимпиады

  • Председатели оргкомитета:

Светлана Михайловна Платонова – профессор, заведующий кафедрой истории музыки (тел.: +7-987-098-87-16).

Ирина Васильевна Алексеева – профессор, заведующий кафедрой теории музыки (тел.: +7-917-751-12-75);

  • Секретарь оргкомитета:

Алия Талгатовна Садуова – доцент кафедры истории музыки (тел.: +7-917-342-24-29).

Адрес электронной почты для направления документов участников и выполненных заданий: history_music@mail.ru.

Адрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 14

Дополнительная информация на сайте https://ufaart.ru/