Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Шуранов Виталий Александрович

Должность профессор
Учёная степень кандидат искусствоведения
Учёное звание профессор

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, заслуженный деятель искусств РБ. Имеет награду «Благодарность председателя Государственного собрания-Курултая РБ» (2023).

Родился 12.08.1959 г. в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Окончил УГИИ в 1982 г. (научный руководитель – доцент Е. Л. Танкелевич), аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского – в 1993 г. (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В.В. Медушевский). В 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. На кафедре теории музыки УГАИ работает с 1985 г. С 1994 по 2002 гг. – заведующий кафедрой теории музыки. Труды   Уфимский государственный институт: Буклет. – Уфа: РИЦ «Старая Уфа», 2001; Музыка французских клавесинистов и парадоксы эстетики рококо: Учеб. пособие. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2003; Интерпретация музыкального текста: Учебная программа-конспект. – Уфа, РИЦ УГАИ, 2003; Эволюция христианского мироощущения в итальянской духовной музыке конца XVI – начала XVII вв.: Монография. – Уфа: РИО УГАИ, 2004г. Составление, редактирование: Становление и развитие вокальной школы Башкортостана РИЦ УГАИ. – Уфа, 2001; Традиционное музыкальное искусство: Сб. тез. междун. конф. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2002; Художественный текст. Автор и исполнитель: Сборник. – Уфа: РИС УГАИ, 2007; Методологические функции христианского мировоззрения в музыкознании. – Москва-Уфа: РИС УГАИ, 2007. Опубликованы научные статьи в следующих изданиях: Художественное противоречие в музыке как фактор формирования исполнительской интерпретации // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб. тр. – Вып. 125 / РАМ им. Гнесиных. – М., 1993; Церковное хоровое искусство Возрождения в культурологическом контексте эпохи // Интерпретация музыки. Ступени познания / Отв. ред. Э. М. Прейсман: Межвуз. сб. науч. ст. – Красноярск, 1994; К проблеме понятия образно-содержательной идеи в эстетике строгого стиля // Проблемы музыкального образования: Сб. науч. ст. – Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1997; Об онтологических основах музыкальной поэтики // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения: Сб. науч. тр. – Вып. 144 / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998; О текстурном и тоновом напряжении мелодики фортепианных сонат Моцарта // Звук. Интонация. Процесс: Сб. тр. – Вып. 148 / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998; О предметно-чувственном и символическом пространстве музыки // Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. тр. – Вып. 150 / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998; Модальность как озвученная форма религиозного делания // Новое сакральное пространство. – М.:МГК им. П. И. Чайковского, 2004; Музыка французских клавесинистов и эстетическая традиция рококо: теория против практики / Ред-сост. М. Катунян. – М.: Композитор, 2005; Координаты содержания: время, пространство и смысловая глубина произведения // Музыка и время. – ООО «Научтехлитиздат», 2007. – № 3.