Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Вдохновлённые красотой

Опубликовано: 07 мая 2011

  Не перестают радовать преподавателей студенты художественного факультета УГАИ им. З. Исмагилова своими творческими достижениями. В апреле 2011 года в фойе библиотеки Уфимского государственного авиационного технического университета состоялось открытие выставки студенток 3 курса Ариунзаи Ганхуяг и Евгении Черновой. Вдохновенные работы девушек, несомненно, несущие в себе лирико-поэтическое начало и философское осмысление окружающего мира, воспевание Красоты, пробуждают у зрителей теплые эмоции. На открытии царила приятная, очень уютная атмосфера, благодаря ауре Красоты, исходящей как от произведений художниц, так и от  них самих.

        Евгения Чернова участница всероссийских, республиканских выставок, фестиваля искусств «URAL ART WEEK» (где получила диплом II степени). В ее картинах мы видим интересные осмысленные композиции, выполненные в современном стиле. Основная тема творчества – человек, его одиночество в большом мире и связи с этим миром. Преподавателями отмечается ее умение смотреть на окружающую действительность глазами молодого философа. Картина большого формата «То ли ей снился город, то ли городу снилась она». Девушка с вьющимися волосами, развеянными ветром в разные стороны, в легком белом платье до пят стоит, опершись на перила балкона. Взгляд ее полузакрытых глаз устремлен не на зрителя, а направлен вниз. Она погружена в себя, но вместе с тем  словно слилась с окружающим миром, где царит ночь. Девушка находится на непостижимой грани между сновидениями и реальностью, в которой иной раз бывает трудно разобрать – где действительность, а где лишь сон... Она стоит в одиночестве, между привлекательными «сверчками» ночных окон домов, виднеющихся на дальнем плане. Это бесконечная ночная синева неба, отраженная в глубоких водах реки. Если там, вдали, все ярко светится мелькающими огоньками уличных фонарей и вспышками света в окнах, то в изображаемой квартире царит сумрачный свет, с подоконника разлетаются белые листы из тетради.  Несомненно, каждый зритель найдет в этой картине свою интерпретацию сюжета, также как и в других полотнах Е. Черновой («Натюрморт с кофе»; «Зимний пейзаж с церковью», «Без названия»); высохшее голое дерево, склонившееся у единственного зажженного окна двухэтажного дома («Без названия»). На выставке также представлены портреты («Портрет отца», «Белое утро», где изображена мама художницы) и пленэрные работы Жени («Горы Зилима», «Таиш»).

 Заслуженный художник РБ, заведующий кафедрой живописи, доцент А.М Мазитов проанализировал работы Евгении: «У Е. Черновой наблюдается бурный  рост творчества, начиная  с 1 курса: интересная текстура масляной живописи, профессиональное использование фактуры краски. На холстах Жени просматривается желание ответить на глубокие вопросы, что говорит о еесерьезном осмыслении явлений в жизни и искусстве».

Ярким, жизнерадостным колоритом отличаются работы студентки Ариунзаи Ганхуяг, приехавшей  кнам учиться мастерству живописи из Монголии. Она участница  Государственной выставки у себя на родине и республиканских, молодежных выставок в Башкортостане. Ее живопись необыкновенно красива и весьма самобытна. Работам Ариунзаи присуща декоративность, источником которой, конечно, являются национальные живописные черты. В каждой работе «слышна» мелодия Монголии, что является очень ценным, ведь художница показывает свои корни. Грамотная композиция, гармоничное сочетание цветовых плоскостей исоотношение их размеров, современный условный и хорошо проработанный пластически язык живописи – все это присуще творчеству юной девушки.

       «Яркий цвет моих полотен раскрывает меня саму, мою открытую, светлую душу. Композиции для картин возникают порой неожиданно, спонтанно, а иногда я их долго и тщательно продумываю. Считаю, что здесь, во время обучения в Академии значительно улучшился мой рисунок. Любимая тема в живописи – цветы. В них нахожу чистоту, любовь и вечную Красоту. У каждого цветка есть свой орнамент, я бы сказала даже стиль. Например, в «Эдельвейсах» я хотела показать весеннее настроение радости, свое отношение к этому времени года. Светло-зеленые, охристые оттенки, появляющиеся весной, отразились в этих прекрасных цветах. Также эдельвейсы, растущие только в горах, считаются символом любви и удачи, всегда сохраняют свой первозданный цвет, даже если их срезать и засушить, в отличие, например, от розы», - рассказала Ариунзаяа.

Натюрморт «Season of  flowers» - еще одно выражение любви к цветам художницы. В работе «Fall in Love» сохранены национальные черты – в женственном расположении рук изображенной девушки, в цветовом решении  одежды, в ее национальном женском головном уборе. Девушка держит в руке цветок  лотоса. Он с древнейших времен считается символом жизни и материнской тайны творения, плодородия и эволюции человека, чистоты и красоты. Он растет в иле, его стебель находится в воде, а цветок обращен к небу – таким образом, лотос живет в трех стихиях (в земле, воде, воздухе). Такжеи человек живет в трех мирах: духовном, интеллектуальном и материальном. Конечно, человек находясь в состоянии влюбленности (не только к одной личности, а вовсеобъемлющей Любви), достигает духовной мудрости. Как сакральный в восточной культуре цветок, вырастая из грязи и ила, остается чистым, так и человек, духовно совершенствуясь, очищается. В противопоставление священному лотосу, обитающему лишь в водах, на переднем плане изображены цветы, растущие только впочве.

Ариунзаяе и Евгении желаем достижения творческих успехов, вдохновения и радости! Выставка двух ярких, выразительных, философски мыслящих студенток-художниц, прекрасно  творчески сработавшихся в организации экспозиции своих полотен, продлится до  конца апреля. Добро пожаловать! Не пропустите!

 

Регина Гатауллина – студентка – искусствовед, 3 курс

Фотоотчет смотрите в Фотогалерее