Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

В УГИИ прошел Форум музыковедов «Состояние музыковедения на современном этапе»

Опубликовано: 02 октября 2017

25–26 сентября 2017 года в Уфимском государственном институте искусств в рамках Форума музыковедов «Состояние музыковедения на современном этапе», организованного кафедрой истории музыки, состоялись курсы повышения квалификации. Цель – обсуждение проблем музыковедения и обновление учебного процесса в республике по музыкально-историческим дисциплинам на всех уровнях (школа – ПОУ – ВУЗ) в соответствии с тенденциями времени.

В программе были пленарные выступления, мастер-классы, лекции, открытые уроки ведущих специалистов в области музыковедения и музыкального образования, а также круглые столы с их участием.

Приехала доктор искусствоведения, профессор Екатерина Сергеевна Власова – (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского). Сфера научных интересов Екатерины Сергеевны – музыка ХХ века, как современное творчество, так и новая интерпретация истории в свете изучения неизвестных архивных документов. В частности, среди её трудов капитальное исследование «1948 год в советской музыке» (2010), а также многочисленные статьи, например, «“Многие педагоги консерватории газет не читают, в политике не разбираются...” Что такое формализм, или Как готовилось Постановление 1948 года» (2004), «“Шостакович повторяет формалистические ошибки...” К истории Постановления ЦК ВКП(б)» (2005), «“Любить советскую музыку — не преступление...” Неизвестные документы из истории 1948 года» (2005), «Шостакович в зеркале дискуссий 1936 года» (2007), «Личное дело Д.Д. Шостаковича в архиве Московской консерватории» (2007), «“Мне необходимо сшить фрак”: документы Д.Д. Шостаковича в архиве В.М. Молотова» (2007), «К проблеме композиторского мастерства в советской музыке 1940-х годов. По материалам пленума Союза советских композиторов 1944 года» (2007) и др.

Она выступила с докладами:

  1. История русской музыки в послереволюционный период. История музыкальной культуры как отражение социальных потрясений. Формирование научного взгляда на предмет «история русской музыки». Деятельность Б.В. Асафьева и Н.Я. Мясковского в разработке концепции исторического осмысления современных им общественно-музыкальных процессов.

  2. Современное историческое музыкальное образование и его специфика. Отечественная музыка XX века в курсе музыкальной литературы (колледж, ДМШ)Современное состояние проблемы. Принципы формирования монографических разделов курса: Борис Чайковский, Родион Щедрин (к 85-летию со дня рождения).

Приехала также кандидат искусствоведения, профессор Галина Анатольевна Некрасова (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова). Сфера научных интересов Галины Анатольевны связана с исследованием особенностей петербургской композиторской школы ХIХ века, истории Санкт-Петербургской консерватории, а также творчества М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова. Она осуществляла научное редактирование и титульное рецензирование сборников научных трудов – «Петербургский музыкальный архив» (вып. 9, 10, 12). «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862–2012». Ей также принадлежат статьи – «Н.А. Римский-Корсаков и петербургская композиторская школа» (2008), «Н.А. Римский-Корсаков и московская композиторская школа» (2009), «М.А. Балакирев и М.П. Мусоргский: у истоков Новой русской школы» (2009). Г.А. Некрасова известна своим творческим подходом в работе со студентами. Данная сторона её деятельности была реализована в руководстве Научно-студенческим обществом Санкт-Петербургской консерватории.

Галина Анатольевна выступила с докладами по теме:

I. Новая русская музыкальная школа («Могучая кучка»): истоки и пути формирования.

1. Мусоргский как первый ученик Балакирева (из современной отечественной «мусоргианы»).

2. Римский-Корсаков – «Ум Сальери, душа Моцарта».

II. Глазунов: жизнь и творческая судьба. Малоизвестные страницы.