Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Со смычком в руках – за опытом и вдохновением!

Опубликовано: 29 сентября 2018

За неделю Уфа увидела много виртуозов – таковыми я считаю всех участников конкурса Спивакова («имени меня», с юмором отмечает сам Владимир Теодорович). Задаю вопрос: что такое виртуозность и откуда она появляется? Это талант, природный дар – или часы изнуряющей работы (а, быть может, уместнее назвать «тренировки»)? Ответ сегодня помогают найти мастер-классы именитых музыкантов – Цянь Чжоу, Такаси Симидзу, Бориса Кушнира и Михаила Копельмана. Разумеется, мы рады возможности побывать на «уроках» у всех названных здесь членов жюри, однако, акцент намеренно будет поставлен на занятиях с представителями русской скрипичной школы.

Эти имена – авторитет. Не впервые скрипачи «Копельман-квартета» радуют уфимских исполнителей мастер-классами со студентами института искусств. Количество слушателей не уменьшается – скорее увеличивается. Не удивительно: это счастливая возможность обратить внимание на нюансы своей игры, постановки, ну и, конечно, получить огромный заряд вдохновения.

Спрашиваю у студентки I курса Шауры Аширбаевой, сыгравшей для Кушнира «Хаванез» Сен-Санса, каковы впечатления. «Было очень интересно! По этому человеку видно, что он не просто играет – он понимает, что делает. Это – детальная проработка, куча литературы за плечами». И действительно: знаменитый педагог не забывает рассказывать истории из личного опыта на примере различных постановок кисти: «Большой палец правой руки не должен быть статичен – меняй горизонтальное положение на вертикальное при перемещении смычка к концу». Проводит «эксперимент» на Шауре – положение кисти меняется, изгиб становится более естественным. Особенно запомнилось наставление скрипача, применимое ко всем исполнителям: «Представь, что ты на международном конкурсе и тебе нужно сыграть всего 20 нот. Как ты их сыграешь?». Кажущиеся обычными слова заставляют задуматься над тщательностью подхода к каждой мелочи произведения. Следующую свою «ученицу», тоже первокурсницу Алсу Ибрагимову Борис Исаакович предупреждает: «Я буду останавливать тебя по мелочам, но это всё – школа». И не обманывает – делает замечания даже по поводу мимики.

Михаил Копельман порадовал занятиями тоже с двумя девушками – Викторией Тимофеевой и Ильзирой Кудашевой (аспирантура). Обе уверенно держались на сцене, с интересом прислушивались к замечаниям мастера. Он же, в свою очередь, не жалел комплиментов: «Очень много хорошего», «Вы очень красиво играете, мне нравится этот эпизод». Здесь велась работа в большей степени не над постановкой рук – речь о конкретных произведениях, их понимании, воплощении в жизнь. Уже вечером, во время разговора, Ильзира честно призналась: «Он говорил именно то, что мне необходимо было услышать из уст другого профессора. Хотя те же вещи произносил мне и мой педагог Александр Абрамович Шисман...».

Приятно осознавать, что не нашлось поводов для обид, слёз, все присутствующие в зале получили только положительные эмоции. Радушная атмосфера, работа в форме диалога, шутки, истории консерваторских лет, маленькие хитрости – неотъемлемые черты мастер-классов Кушнира и Копельмана. Но самое главное, – оставшееся осознание того, что виртуозность – не только талант, но и медленная филигранная отработка каждой мелочи для получения безупречного в техническом смысле результата. Равнодушным в эту сентябрьскую пятницу не остался никто!

Юлия Кошелева, музыковед, 2 курс.

Фото Ильсияр Шакировой.