Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Радости музыковеда

Опубликовано: 28 декабря 2017

Приезд в наш город Екатерины Власовой был настолько значимым событием, что вспоминается до сих пор, хотя состоялся он давно, ещё 25 и 26 сентября. Конечно же, самым существенным были её выступления на Форуме музыковедов под названием «Состояние музыковедения на современном этапе», впервые придуманном кафедрой истории музыки для всех преподавателей музлитературы.

Докладчиц было двое: кроме Власовой, выступала также Галина Некрасова – кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Галина Анатольевна, кстати, начинала свой преподавательский путь в стенах уфимского института. Сейчас же обе они приехали, чтобы преподнести новые материалы по музыкальной культуре – русской (на сайте ВУЗа, при желании, можно увидеть, какие были темы).

Вернусь к своим волнениям в связи с Власовой. Представлю нашу героиню. Екатерина Сергеевна – доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Хотя, думаю, она хорошо известна не только педагогам, но и студентам – благодаря своему выдающемуся научному труду под названием «1948 год в советской музыке». Книга часто упоминалась на парах по современной отечественной музыке и, вероятно, продолжает тревожить умы как один из смелых разоблачающих исследований о взаимоотношении музыкантов и власти в советский период. Оказывается, многие приобрели авторитет вовсе не заслуженно – не как истинные профессионалы в музыкознании, а по политической приспособляемости. Из-за этого страдали не только выдающиеся композиторы, но история музыки, музыкальная культура в целом.

Помнится, когда нам впервые рассказали об этой женщине и о том, как невероятно сложно ей было защитить свой труд (в качестве докторской диссертации), захотелось посмотреть на неё воочию. Тогда это удалось сделать только в интернете. Теперь же она делилась своими научными изысканиями с нами прямо со сцены Камерного зала института. Удивительно, но ощущения напоминали восторг от приезда долгожданных артистов!

Екатерина Власова просто и открыто общалась с аудиторией. Она делилась мыслями и переживаниями по поводу последствий своего труда, раскрывшего много неприятной правды. И, несмотря на сложность материала, он воспринимался очень живо.

Возможно, восторг не был бы столь ярким, ни будь всех «историй музыки» за плечами. К слову, первое настоящее удовлетворение от научных встреч приходит лишь к пятому курсу, когда ты уже изучил все этапы музыкального развития. По крайней мере, к этому выводу пришли все мои однокурсники, однозначно согласившись друг с другом, что слушать новое о том, что тебе уже хоть насколько-то известно, явно интересно, да и попросту понятнее.

 

P.S. Вспоминая о конференции в целом, странно заметить, что в зале обнаружилось не так много педагогов музыкальных школ и училищ, как хотелось бы. Ведь задумывалось событие именно как курсы повышения квалификации! Может, причина в недостаточном количестве рекламы?.. Но всё же, хочется верить, что поводом было не отсутствие интереса.

Убеждена, что педагоги младшего и среднего звена, присутствовавшие в эти дни, несомненно, почерпнули не только свежие сведения, но и новый взгляд, новый оттенок отношения к затронутым темам. А темы-то общепреподносимые: музыканты «Могучей кучки» (Некрасова) и музыканты советского периода (Власова).

 

P.P.S Спасибо ректору УГИИ Амине Ибрагимовне Асфандьяровой за инициирование заявки на Грант деятелям культуры и искусства и Главе Башкортостана Рустэму Закиевичу Хамитову – Форум прошёл на средства Гранта.

 

Шамсинур Гареева, музыковед V курса.