Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Про классного концертмейстера

Опубликовано: 27 апреля 2012 Рампа. Автор: Алиса СабироваВ музыкальном искусстве есть одна незаменимая для профессиональных исполнителей, но почти незаметная для любителей, специальность — концертмейстер. Практически любой музыкант – и инструменталист, и певец – скажут вам, как важен для них концертмейстер. Именно с концертмейстером выполняется вся «черновая» работа, именно от контакта с концертмейстером зависит то, что любой исполнитель покажет на сцене. На любой сцене — от детских конкурсов до оперы. Вот о таком музыканте — мой рассказ.Лейла Куламовна работает в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова с того момента, как закончила этот вуз. На её глазах, а где-то даже при её непосредственном участии формировались многие музыканты нашей республики.— Вы, по роду своей работы, всегда в музыке, но несколько в тени. Не возникало желания «поменять профиль»?— Нет, я нисколько не жалею, что приняла такое решение и не стала заниматься сольным исполнительством, сольной карьерой.— Знаю, что Вас отличает просто поразительная творческая верность – наряду с инструменталистами и певцами, Вы с самого начала и по сей день работаете концертмейстером на кафедре хорового дирижирования.— Да, это так, с ними я работаю уже 27 лет. Но это потому, что в моей работе есть уникальная специфика: я не только слышу, но и вижу результат своей работы — вижу, как меняется дирижёрский жест, как из хоровых исполнителей вырастают настоящие дирижёры. Кроме того, действительно не каждый концертмейстер может работать с дирижёром. Ну а работала я не только с ними – в Башкирской хоровой капелле, в Уфимском училище искусств, педагогическом институте… Даже в Доме творчества слепых – ещё в начале своей практики. Кстати, какие у них голоса! Компенсация природы. Вот где таланты…— Нередко вижу Вас в окружении студентов.— Да, у меня складываются тёплые дружеские отношения со студентами, многие из них звонят мне до сих пор, с кем-то постоянно общаемся в социальных сетях. Почему так сложилось? Наверное, потому, что когда я работаю со студентами, я, памятуя своё студенчество, считаю важным поддержать в профессии, чем-то помочь, что-то посоветовать. Конечно, хороший человек — не профессия, но всё равно благожелательное отношение очень важно и сказывается в исполнительстве, ведь все мы – люди разные, одним словом – творческие. Кстати, не так давно я сама собрала вокальный квартет с моими студентами «J-tonik» – это была собственная творческая инициатива. Почему? Просто было интересно что-то делать самим, помимо учебной программы.Дабы не быть голословной, я решила обратиться к коллегам Лейлы Куламовны, и вот что рассказали мне (по секрету!) некоторые из них.Заслуженный артяст России, композитор и пианист Сергей Чипенко:— С Лейлой мы учились в одном классе, а после и в институте, поэтому могу с полной уверенностью сказать, что как профессионал она просто уникальна. Редкое сочетание для музыканта: она прекрасно читает с листа, но может отлично аккомпанировать, просто подбирая по слуху. Невзирая на то, что Лейла не выбрала для себя сольную карьеру, её пианизм всегда отличала особая, тонкая музыкальность, удивительное – по тем временам – импровизационное начало. Я как джазовый музыкант могу только сожалеть, что она не стала джазовой пианисткой, но сейчас в Уфе открылась эстрадно-джазовая кафедра, и я искренне завидую тем студентам этой (да и не только этой) кафедры, с кем сегодня работает Лейла!Преподаватель кафедры хорового дирижирования Александр Алексеев:— Мне повезло ещё со студенческих лет: Лейла Куламовна была моим концертмейстером на протяжении двух лет. За это время она многое поясняла мне, массу творческих открытий в музыке для себя я сделал именно благодаря её помощи. В нашей работе существует определённая специфика, и порой непонятно, кому ближе концертмейстер – педагогу или студенту. Во время моей учёбы Лейла была своего рода центром на кафедре, все студенты были в её поле зрения. Полагаю, это произошло потому, что у неё есть поразительный талант – любить всё и всех, а это безусловно отражается в музыке, и иногда я и сейчас слышу, как Лейла Куламовна «вытягивает» музыкально студента. Мне очень повезло, что мы столько лет работаем вместе.Старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Наталья Буткевич:— Лейла Куламовна – человек потрясающей эрудиции, обладающий огромным кругозором, просто кладезь информации! И всем этим она щедро делится со студентами. Владеет несколькими иностранными языками, помогает в переводе литературных, стихотворных текстов. При этом она постоянно развивается, не стоит на месте. Основная задача концертмейстера – помочь студенту «услышать» свою руку. Лейла всегда рядом, всегда незаменимый друг, помощник и советчик. Особенно заметно это во время подготовки к различным конкурсам, поскольку любой конкурс – всегда сложная задача, и здесь трудно переоценить работу Лейлы Куламовны.К слову о конкурсах. Лейла Альмухаметова – обладатель дипломов «За профессиональное мастерство и высокий исполнительский уровень» и «Лучший концертмейстер» двух Всероссийских конкурсов хоровых дирижёров. Один из них лично вручал легендарный дирижёр Владимир Минин, отметив Альмухаметову как удивительно тонкого и изысканного музыканта-профессионала.И хотя работа концертмейстера незаслуженно считается незначительной, но всё же хочется пожелать Лейле Куламовне сил и терпения в её искусстве, искромётной радости и вдохновения.