Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Перелистывая страницы жизни фортепьянной кафедры УГАИ

Опубликовано: 03 февраля 2014 Пройдя с фортепьянной кафедрой, вернее «продышав»,  45 лет, я берусь за перо, чтобы представить разные периоды её жизни. Но прежде чем начать, хочу напомнить читателю о тех, кого можно считать создателями этого прекрасного организма тех лет. Безусловно,  это Загир Гарипович Исмагилов, замысливший и реализовавший идею организации высшего музыкального учебного заведения - института искусств в Уфе. Это Валерий Петрович Самолётов, превосходный пианист, музыкальный эрудит, ученик Б.М. Берлина, тогда ещё молодой, но полный любви к педагогике и студентам. Будучи деканом фортепьянного факультета ГМПИ им. Гнесиных, он, фактически, сформировал этот интересный коллектив. И, конечно, Александр Давидович Франк, которого Исмагилов пригласил возглавить кафедру. Здесь Загир Гарипович попал в «десятку». Франк являлся представителем школы Игумнова, обладал качествами замечательного организатора и был превосходным педагогом, музыкантом и пианистом.  О душевных и человеческих свойствах  Александра Давидовича можно было бы написать отдельную главу, но регламент статьи не позволяет это сделать. В 1969 году мы с отцом приезжаем в Уфу. Институт искусств к этому времени существовал уже год. В нём работали пианисты-педагоги:  Вера Ланге, Светлана Хамидуллина, Наиля Хамидуллина. В том же 1969 году был принят на работу Тимур Рахимкулов. Следующий, 1970 год ознаменовался, по меткому выражению Александра Гарбера, «высадкой фортепьянного десанта». Это Вадим Монастырский, Игорь Лавров, Михаил Кочуров, Виктор Семёнов, Ришат Хабибуллин. В 1971 году приезжают Фаина Айзенберг, Рустам Губайдуллин, начинает работать Людмила Алексеева. В следующем году штат пополнили Лали Саникидзе и Александр Гарбер. В это время и была сформирована кафедра специального фортепьяно. Обращаю внимание читателя на то, что постепенное формирование не означало ожидание, бездействие. Напротив, этот период был чрезвычайно бурным, насыщенным концертами педагогов и учеников.В Уфу регулярно приезжают выдающиеся пианисты и деятели музыкальной педагогики, такие как А.Л. Иохелес, Б.М .Берлин, Т.Д. Гутман, В.П. Самолётов. В моей памяти потрясающие уроки Берлина с «Детскими сценами» Шумана и Вторым концертом Листа, изумительное исполнение Иохелесом «Крейслерианы» Шумана и  совершенное прочтение «Авроры» Бетховена Гутманом. Сами же молодые педагоги кафедры часто выезжают с сольными и камерными, а так же классными концертами по городам Башкирии, Челябинской, Оренбургской, Куйбышевской областей. А какие циклы игрались в Уфе силами педагогов кафедры! Это все сонаты Бетховена и Прокофьева, сочинения Шумана, Брамса… И какой при этом высочайший уровень исполнения!Отдельно скажу о необыкновенно тёплых, дружеских отношениях музыкантов. Здесь огромную роль играл наш руководитель А.Д. Франк. Он умел создать семейную атмосферу в любом коллективе. Мы вместе отмечали все праздники, дни рождения. И, что было очень ценным, разговаривали на одном, понятном всем нам языке и дышали одним воздухом. Кафедру хорошо знали, молва о необыкновенном коллективе быстро распространялась по учебным заведениям России. К нам приезжали учиться со всего Советского Союза. Да, это было время востребованности музыкантов, престижности профессии.В 1976 году в Уфе проходил всесоюзный отбор к международному конкурсу имени Листа и Бартока в Будапеште. Обычно события такого масштаба происходили  только в Москве. Однако, Уфа, тогда уже гремевшая своими достижениями, получает право провести отбор. Концертный зал института искусств, ныне зал им. Шаляпина, был переполнен. Многие музыканты Советского Союза приехали специально послушать и понаблюдать за этим событием. В труднейшей борьбе Вадим Монастырский выигрывает отбор, едет в Будапешт и возвращается в Уфу лауреатом сложнейшего музыкального форума. В те годы попасть на конкурс в качестве участника было практически невозможно.  Это была привилегия Московской консерватории, но Монастырский, прекрасный пианист, сломал эту традицию.В конце 70-х годов мною была претворена в жизнь идея организации концертной бригады пианистов для поездок по городам Башкирии, Челябинской, Оренбургской областей. В неё входили И. Лавров, М. Кочуров, Р. Хабибуллин и Л. Франк. В течение 5 лет действовал этот коллектив, который «переиграл» практически всю фортепьянную литературу. Пианисты взаимодействовали со скрипачами, виолончелистами и духовиками. У многих в памяти великолепные исполнения сочинений Бетховена и Шостаковича коллективом трио в составе  А.Д. Франка, С.К. Саркисьянца, А.А. Калачова. А звучание  тройного концерта Бетховена с оркестром Уфимского института искусств явилось творческой вершиной  этих музыкантов.Особой строкой хочу отметить своеобразный исполнительский талант Фаины Айзенберг, которая много играла как сольной, так и ансамблевой музыки и была фаворитом уфимской публики.В середине 80-х годов С. Дукачёв, В. Муртазин, А. Асфандьярова с большим успехом оканчивают институт и становятся членами фортепьянной кафедры. К тому времени произошёл некоторый отток педагогов: покинули Уфу Саникидзе и Гарбер. Завершается почти двадцатилетний период существования замечательного коллектива. Начинается сложная пора для России. И неустойчивая экономическая ситуация, и престиж профессии падает… Человек ищет более стабильных условий для своего существования. Так, покидают Уфу навсегда Монастырский, Лавров, Русанова, Айзенберг. Через несколько лет в длительную, почти двадцатилетнюю командировку уезжает Кочуров. Совсем бросает профессию Хабибуллин, некоторое время отсутствует Губайдуллин.В 1997 году на кафедру приходит выпускница того же года Амина Шафикова, приезжает работать Рустам Шайхутдинов, который через несколько лет возглавит кафедру и будет самым молодым заведующим, а впоследствии –  профессором.На сегодняшний день в штате кафедры шесть профессоров: Р. Губайдуллин, Н. Хамидуллина, Л. Франк, С. Дукачёв, Р. Шайхутдинов, М. Кочуров; два доцента: В. Муртазин, Р. Байкиева;  один преподаватель – Ш. Сагитова. Почти все они лауреаты международных и всероссийских  конкурсов. Несколько лет назад Л.Франк стал заслуженным артистом РФ, С. Дукачёв – заслуженным артистом Башкортостана. В. Муртазин – народный артист РБ, Р. Губайдуллин, Н. Хамидуллина, Р. Шайхутдинов – заслуженные деятели искусств Башкортостана.… Закрывая последнюю страницу сорокапятилетнего периода, с ностальгией вспоминаю годы становления кафедры и одновременно художественного подъёма фортепьянного дела. Читатели могут упрекнуть меня в некотором пессимизме, но это не так. Я один из тех, кто продолжает дышать музыкой и болеть за своё дело, играть сольные концерты, учить новые программы и готовить талантливых учеников.