Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Новое, свежее, полезное – с триумфом

Опубликовано: 25 ноября 2018

Скажем прямо: сегодня в столице Республики не часто можно услышать сочинения современников. К сожалению, подобные мероприятия не всегда собирают залы, а если собирают – не всегда остаются понятыми. Однако, 17 ноября завершился уже Второй международный фестиваль современной музыки, отзвучав громкими овациями.

В этом году ранг «международный» подтверждался три дня подряд: в первый (15 ноября) прозвучали сочинения композиторов из Южной Кореи, Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и, конечно, России. Следующим вечером к ним присоединились страны США, Аргентина, Чехия и Италия. Завершающий концерт объединил работы зарубежных авторов и российских, представив слушателю родной Башкортостан (Уфа), Марий Эл (Йошкар-Ола), Татарстан (Казань), Кабардино-Балкарию (Нальчик), города Москву, Ростов-на-Дону и постоянных, знакомых гостей фестиваля – Южную Корею.

Самой масштабной частью было начало. Большой зал, симфонический оркестр и приветственные речи. Честь открывать предоставлена председателю нашего Союза композиторов – Лейле Исмагиловой. Словно олицетворяя лейтмотив фестиваля, композитор выступает с благодарностями все три дня. Но этим вечером она не просто организатор – в конце первого отделения Лейла Загировна выйдет в качестве автора исполненного произведения – Концерта для скрипки с оркестром. В целом, программа публикой воспринята. Аплодируют стоя , выходят воодушевлённые, что-то бурно обсуждая. Где-то слышу мнение: «То, что такие концерты проводятся – просто замечательно». Не знаю, согласен ли читатель, но автор мнение это разделяет.

Следуя собственному правилу давать оценку каждому вечеру, второй хочу назвать «самым мелодичным». Зал Башкирской филармонии часто собирает не только профессионалов, но и любителей музыки. Когда это происходит в рамках подобных фестивалей – вдвойне приятно. Тут кто-то смеётся, кто-то радостно восклицает: публика испытывает искренние эмоции. Все они, безусловно, вызваны самой музыкой. Особенно красиво и впечатляюще выглядят моменты, когда слушатели ещё не успели отпустить звуки и, будто пытаясь удержать атмосферу, придерживают аплодисменты. Такова, например, была реакция на пьесу «Ave Maria» Фабио Альберти (Италия).

В тот же день чуть ранее в камерном зале Уфимского института искусств состоялась конференция, посвященная национальным композиторским школам в XXI веке. Гости республики честно рассказали о положении академической традиции в их странах: Балнур Кадырбек (Казахстан) – с горечью, Лала Гусейнова (Азербайджан), не скрывая гордости за политику в области культуры, проводимую их правительством. Историю развития башкирской школы посетители услышали из уст Светланы Платоновой, Галиябану Ахмадеевой и Лейлы Исмагиловой.

Ну и, конечно, третий вечер: самый экспериментальный. На сцене Шаляпинского зала УГИИ –ансамбль современной музыки «Самрау», и его художественный руководитель Шаура Сагитова. Полюбившегося «In C» в программе сегодня нет, зато есть 13 других, не менее удивляющих произведений. Здесь не пугаются ни алеаторики, ни серийной техники (запомнились, например, сочинения Архипова «Квартет 4.5.3.» и Светличного «...all you who walk by…(fade out)», структура которых была расписана уже в программке). Радует, что подобные эксперименты не боятся исполнять и слушать в Уфе. Не всегда же воспринимать только мелодичное?!

Каков же итог? Смело можно сказать, что такие события важны и нужны нашей Республике. Знакомство с культурой ближних и дальних стран, с недавними сочинениями земляков – полезный опыт как для профессионалов, так и для любителей.

Юлия Кошелева, музыковедение, 2 курс.