Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Курсы повышения квалификации «Состояние музыковедения на современном этапе»

Опубликовано: 12 сентября 2017

 

25–26 сентября 2017 года в Уфимском институте искусств в рамках Форума музыковедов «Состояние музыковедения на современном этапе», организованного кафедрой истории музыки при поддержке Гранта Главы Республики Башкортостан, пройдут курсы повышения квалификации. Цель – обсуждение проблем музыковедения и обновление учебного процесса в республике по музыкально-историческим дисциплинам на всех уровнях (школа – ПОУ – ВУЗ) в соответствии с тенденциями времени.

Новейшие исследования в области музыковедения, реформа образования, проводимая в настоящее время в России, ввод в действие новых образовательных стандартов привели к необходимости обновления содержания учебного процесса на всех уровнях музыкального образования. Этого требует и актуальная государственная политика в области культуры. Однако для целенаправленного обновления необходима согласованность действий и привлечение достижений ведущих научно-исследовательских школ в лице крупнейших российских консерваторий– Московской и Санкт-Петербургской. Ведь именно под эгидой и по примеру этих консерваторий были открыты практически все высшие профессиональные музыкальные учебные заведения страны. Важно углублять и расширять традиции, широко обсуждать проблемы, имеющиеся в музыкознании.

Форум будет включать пленарные выступления специалистов высшего уровня в области музыковедения – представителей двух ведущих российских научно-исследовательских школ – московской (Е.С. Власова) и петербургской (Г.А. Некрасова). Выбор приглашаемых специалистов не случаен. Он обусловлен их научно-исследовательской и общественной деятельностью. Обозначим главное:

  1. Екатерина Сергеевна Власова – доктор искусствоведения, профессор (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского). Сфера научных интересов Екатерины Сергеевны – музыка ХХ века, как современное творчество, так и новая интерпретация истории в свете изучения неизвестных архивных документов. В частности, среди её трудов капитальное исследование «1948 год в советской музыке», а также многочисленные статьи, например, «“Многие педагоги консерватории газет не читают, в политике не разбираются...” Что такое формализм, или Как готовилось Постановление 1948 года», «“Шостакович повторяет формалистические ошибки...” К истории Постановления ЦК ВКП(б)», «“Любить советскую музыку — не преступление...” Неизвестные документы из истории 1948 года», «Шостакович в зеркале дискуссий 1936 года», «Личное дело Д.Д. Шостаковича в архиве Московской консерватории», «“Мне необходимо сшить фрак”: документы Д.Д. Шостаковича в архиве В.М. Молотова», «К проблеме композиторского мастерства в советской музыке 1940-х годов. По материалам пленума Союза советских композиторов 1944 года» и др.

Екатерина Сергеевна выступит с докладами:

I. История русской музыки в послереволюционный период.

История музыкальной культуры как отражение социальных потрясений. Формирование научного взгляда на предмет «история русской музыки». Деятельность Б.В. Асафьева и Н.Я. Мясковского в разработке концепции исторического осмысления современных им общественно-музыкальных процессов.

II. Современное историческое музыкальное образование и его специфика. Отечественная музыка XX века в курсе музыкальной литературы (колледж, ДМШ).

Современное состояние проблемы.

Принципы формирования монографических разделов курса:

Борис Чайковский

Родион Щедрин (к 85-летию со дня рождения)

  1. Галина Анатольевна Некрасова – кандидат искусствоведения, профессор (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова). Сфера научных интересов Галины Анатольевны связана с исследованием особенностей петербургской композиторской школы ХIХ века, истории Санкт-Петербургской консерватории, творчества М.П. Мусоргского. Она осуществляла научное редактирование сборников научных трудов – «Петербургский музыкальный архив», «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862–2012». Ей также принадлежат статьи: «Н.А. Римский-Корсаков и петербургская композиторская школа», «Н.А. Римский-Корсаков и московская композиторская школа», «М.А. Балакирев и М.П. Мусоргский: у истоков Новой русской школы». Г.А. Некрасова известна своим творческим подходом в работе со студентами. Данная сторона её деятельности реализуется в руководстве Научно-студенческим обществом Санкт-Петербургской консерватории.

Галина Анатольевна выступит с докладами:

  1. Новая русская музыкальная школа («Могучая кучка»): истоки и пути формирования.

  1. Мусоргский как первый ученик Балакирева (из современной отечественной «мусоргианы»).

  2. Римский-Корсаков – «Ум Сальери, душа Моцарта».

  1. Глазунов: жизнь и творческая судьба. Малоизвестные страницы.

А.Т. Садуова