Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Картины, которые трогают

Опубликовано: 15 октября 2018

 

Музыканты – люди очень разносторонние. Мы увлекаемся не только музыкой: одни любят танцевать, другие вдохновляются поэзией, а третьи берут в руки краски. Поклонники живописи и просто любознательные студенты третьего курса в рамках лекций по истории живописи посетили выставку тактильных картин «Видеть невидимое» в Башкирском государственном музее имени М.В. Нестерова. Экскурсию по музею провела наш педагог Екатерина Александровна Савельева. 

Изобразительное искусство всегда было достоянием широких масс. Но людям с нарушением зрения неподвластно ощутить всю красоту живописи. Теперь же современные технологии позволяют им прикоснуться к миру искусства и прочувствовать его.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (в сотрудничестве со Сбербанком) привёз в Уфу шесть копий шедевров мировой живописи: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха-старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо и «Портрет жены Е.П. Нестеровой» Михаила Нестерова.

Произведения представляют разные жанры и стили. Такой выбор помогает шире и полнее познакомиться с данным видом искусства. Екатерина Александровна с большим пониманием своего предмета… рассказала обо всех авторах, об истории создания каждой картины. Многие студенты дополняли беседу яркими фактами из жизни художников.

Полотна воспроизведены с помощью технологии рельефной печати. Каждая картина снабжена этикеткой, набранной шрифтом Брайля, чтобы незрячий или слабовидящий человек смог дополнить свои тактильные ощущения. А аудиогид в наушниках подсказывает, куда переставлять руку, и что изображено на рельефном полотне.

Выставку можно и нужно посетить и посетителям без нарушения зрения. Для этого были подготовлены специальные темные очки, надевая которые можно погрузиться в мир тактильных ощущений и понять, как видят и чувствуют этот мир незрячие люди. Мы получили необыкновенное впечатление. Думаю, эта выставка многим запомнится на всю жизнь.

В тот же день нам удалось побывать на ещё одной художественной выставке. На ней были представлены работы Сергея Борисовича Краснова – народного художника республики Башкортостан, действительного члена Российской академии художеств. Экспозиция связана с его 70-летием.

В музее было отведено три зала под показ картин, включающий около 50 работ в различных жанрах, написанных в разные годы. Екатерина Александровна подчеркнула, что Краснова заслужено считают ярким представителем фантастического реализма и мастером аэроландшафтов.

Более всех запомнились картины: «Воспоминание об Италии», «Сентябрь», «Ода взлетевшему острову», «Давид и Голиаф», «Кафе «Ящерица», «Утро в Венеции», «Архипелаг Шишкина». Все они написаны в духе современной фантастики. На выставке мы узнали, что два его полотна – «Атомный город» и «Тревожный сон рыбы» – считаются «картинами-предостережениями»: первая была написана за два месяца до Чернобыльской катастрофы, вторая – за три года до фенольной в Уфе. 

Действительно, просмотрев полотна, можно с уверенностью сказать, что работы Сергея Краснова глубоко философские, сильные по смыслу и содержанию.

Ксения Викторова, музыковед, 3 курс.