Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Это известно каждому. Студенческая рецензия о мастер-классах членов жюри

Опубликовано: 18 ноября 2017

Если проходит конкурс, то будьте готовы, вооружившись бумагой и ручкой, посещать и мастер-классы уважаемых членов жюри. Мероприятия такого формата в Уфе давно не редкость. За последние два года студенты-музыканты имели возможность присутствовать на уроках таких специалистов как Борис Кушнир, Тарас Габора, Михаил Копельман, Никита Борисоглебский, Алексндр Поволоцкий и многих других. Этот год не исключение: нам посчастливилось услышать «наставления» от Михаила Ханоновича Гантварга, профессора, заведующего кафедрой скрипки и альта Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. А вот мнения об этом мастер-классе сразу сильно разошлись…

Свою программу представляли всего два человека: Ваге Нерсисян и Роман Исхаков. Для слушателя I тура эти имена небезызвестны, оба исполнителя – участники IX Международного конкурса имени Н. Сабитова, в рамках которого и проходил мастер-класс. Скрипачи вынесли на сцену произведения Баха, что изначально можно охарактеризовать как смелое решение. Объясняю: абсолютно каждому исполнителю известно, что на произведениях великого полифониста можно увидеть всё – технику, разум, понимание музыки. Да и работа над полифонией всегда самая кропотливая, так как скрывать не удаётся ничего.

Первым вышел Ваге, которому Гантварг уделил всего 10 минут (!) Работа шла над музыкой. Вспомнился мастер-класс Алексея Кошванца, проходивший ровно год назад – тоже в камерном зале. Тогда до музыки и не дошло, времени хватило только лишь на оттачивание штрихов, постановку рук и корпуса. Михаил Ханонович этим заниматься не стал, и первое замечание было такое – неверный ритм. В таком духе урок и продолжался, звучали замечания по поводу ведения фразы, кадансов, а также, в целом, музыкального мышления (однако про природу этой музыки – многоголосие – не упоминалось).

Ровно также прошло занятие со следующим исполнителем – Романом Исхаковым, не первый раз выступающим в роли «подопытного» (за его спиной работа с Поволоцким). Да и с Гантваргом конкурсант работал не впервые – не так давно съездил в Санкт-Петербург, где показывал Михаилу Ханоновичу концерт Мендельсона e-moll (заявленный на III тур). В этот раз в его исполнении прозвучал Loure из партиты E-dur, и работа шла опять над музыкой. Профессор не стал заострять внимания на тонкостях постановки рук, да и вообще, поработал только лишь над характером произведения, акцентируя на танцевальном начале и огромной роли ритма. И опять было выделено такое же количество времени.

Как только Михаил Ханонович сказал стандартную фразу: «До свидания, до новых встреч!», все замерли. Прошло ровно двадцать минут от начала, а финальные слова уже прозвучали. Слушатели недоверчиво покидали зал, переглядываясь и озадаченно улыбаясь. В чем дело? Звучат фразы: «Самый короткий мастер-класс в моей жизни!», «Сколько-сколько прошло? Всего двадцать минут?!», а толпа людей всё опасается отходить от зала, надеясь на продолжение. Но продолжения так и не произошло. Почему же? Тут я бы вернулась к репертуару – Бах. Чтобы заниматься его произведениями, недостаточно и трёх часов полноценной работы, а что говорить о мастер-классах, где самый максимум – час на человека? Полифоническое мышление отодвигается на второй план, как и постановка. Нужна кропотливая работа, и профессора это понимают. А потому, наверное, и не пытаются успеть, уж очень сумбурно всё выйдет (такая же ситуация, кстати, была и на вышеупомянутом мастер-классе Кошванца, когда конкурсантка сыграла часть из партиты Баха и получила лишь одно замечание). А на последующий вопрос, заданный уже не в рамках мастер-класса: «А в чем же дело, почему так быстро?», был получен похожий ответ – слишком много работы можно найти. Так что такой «короткий» мастер-класс легко объясним, а возмущения со стороны слушателей...

Конечно, подобные мероприятия не могут не влиять на профессиональный рост исполнителей. Во-первых, есть мотивация, ведь каждому хотелось бы лично получить совет от мастера. Во-вторых, посещая такие «уроки», мы всегда хотим чему-нибудь поучиться. И речь идет не только о пометках в блокнотах о том, как надо играть, но и том, как можно учить.

Теперь Вы, дорогой читатель, поняли, почему мнения об этом мастер-классе сразу сильно разошлись?

Юлия Кошелева, музыковед, I курс .