Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Садуова Алия Талгатовна

Должность доцент
E-mail aliya_saduova@mail.ru
Учёная степень кандидат искусствоведения

Доцент, кандидат искусствоведения. Родилась в Уфе. В 2005 г. окончила УГАИ им. З. Исмагилова по специальности «Музыковедение» (класс кандидата искусствоведения, профессора Е.К. Карповой); в 2008 г. – Башкирскую академию государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; в 2010 г. — аспирантуру УГАИ им. З. Исмагилова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.И. Махней). В 2011 г. в МаГК им. М.И. Глинки защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. В УГАИ им. З. Исмагилова работает с 2009 г. 

Труды
Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX – XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности: Дис. … канд. иск.: 17.00.02 – [Место защиты: Магнитогорская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2011].

Опубликованы монографии: Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX – XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности: монография. – Уфа : БАГСУ, 2014. Опера К. Шимановского «Король Рогер»: к вопросу создания авторского мифа. – Уфа : УГАИ, 2014 (совместно с Е.К.Карповой). Сквозь пространство и время («Легенда о Саошианте» А.Хасаншина и «Северная баллада» Н.Исаевой). – Уфа : УГАИ, 2016 (совместно с А.Г.Хайдаровой). Опубликованы статьи: К изучению оперы Шимановского «Король Рогер» // Полонистика в Республике Башкортостан. – Уфа, 2004. Импрессионизм и русская музыка (к постановке проблемы) // Художественный текст. Автор и исполнитель. – Уфа, 2007. Проблема русского импрессионизма в современном музыкознании // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. – Уфа, 2008. Русский музыкальный импрессионизм (к вопросу о закономерности возникновения) // Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство. – Саратов, 2008. «Волшебное озеро» А. Лядова: черты импрессионизма // Проблемы музыкальной науки. – 2009. – № 1. «Фейерверк» И. Стравинского как образец русского импрессионизма // Художник и эпоха. – Уфа, 2009. Импрессионистские черты «Эстетики музыкального искусства» Н. Римского-Корсакова // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 44 : Философия. Искусствоведение. – 2010. ‑ № 17. Деятели русской культуры об импрессионизме // Актуальные проблемы современного искусствознания: культура и образование России в начале XXI века: сб. научн. тр.ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Вып.8. – Оренбург, 2010. Импрессионизм и русская ментальность // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Сб. научных трудов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Вып. 9. - Оренбург, 2011. Русские композиторы об импрессионизме // Основы художественности в искусстве: опыт веков и современные искания Уфа, 2014. Импрессионизм в «русских» произведениях Н. Н. Черепнина (на примере эскиза для оркестра к сказке о Жар-птице «Зачарованное царство») // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных Москва, Научное периодическое издание Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2014. - №3. Черты импрессионизма в сочинениях композиторов московской школы // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Сб. научных трудов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Вып. 15. – Оренбург, 2014. Сценическая судьба оперы К. Шимановского «Король Рогер» // Научные проблемы современного музыкального искусства Уфа, 2015. «Легенда о Саошианте» Д.Хасаншина (к вопросу образности и стилистики) // Традиционная и профессиональная музыкальная культура Республики Башкортостан Уфа, 2015 (совместно с А.Г.Хайдаровой). Взаимодействие музыки и живописи: по страницам исследовательских трудов» // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. - №1-6 (совместно с А.Г.Хайдаровой). Г. Свиридов о вокальном цикле «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского // «Страна отцов». К 100-летию со дня рожденя Г.В.Свиридова. – Уфа, 2016 (совместно с Д.А. Абдулвахабовой). Импрессионизм в творчестве Георгия Свиридова (на примере кантаты «Ночные облака») // «Страна отцов». К 100-летию со дня рожденя Г.В.Свиридова. – Уфа, 2016. Матрица русского варианта музыкального импрессионизма» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.– 2016. – №3. – Ч.1.