Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

МУЗЫКАЛЬНЫЙ WEEKEND

Опубликовано: 19 апреля 2019

В выходные дни, посвященные Международному женскому дню, мне посчастливилось побывать в прекрасном городе Калининграде. Эта поездка впечатлила меня всем. Сразу поразил сам облик города: контрастное сочетание классической европейской архитектуры и привычных нам «хрущевок». Удивила и приятная солнечная, тёплая погода, что, по словам местных жителей, редкость для города, чаще там дожди и сильный ветер. Снега в это время уже не было, что ещё больше радовало после холодной уфимской зимы. Увидеть Балтийское море с высоты птичьего полета – что может быть прекраснее? Сравниться с этим может, наверное, только наша прогулка по набережной и морскому пляжу, вкусная еда в кафе у моря или бесконечные песчаные дюны, как в фильме «Белое солнце пустыни».

Удивительно, но мне повезло оказаться «в нужное время в нужном месте». Приехав на экскурсию на остров Канта, я первым делом заметила величественный Кафедральный собор Калининграда, находящийся в самом центре острова. А рядом, на афише мероприятий, читаю: «Дневной органный концерт. Шедевры органной музыки в исполнении титулярных органистов Кафедрального собора»! И, не веря своему счастью, бегу покупать билет.

Органный комплекс Кафедрального собора является одним из самых крупнейших в Европе. Инструмент представляет собой точную копию старинного органа XIV века, сгоревшего, как и весь собор, во время Второй мировой войны из-за фашистских авиационных бомбардировок. В начале нашего столетия два органа– большой и малый (хоровой) были реконструированы мастерами по старинным черно-белым фотографиям. Оба инструмента, благодаря современным технологиям, сейчас могут звучать одновременно, хотя находятся в разных концах собора. А органисты могут видеть друг друга на специальных экранах, что значительно облегчает исполнение.

В соборе имеются все условия для обеспечения прекрасной акустики: специальный каменный пол, деревянные скамьи, характерные для католических храмов, высокие потолочные своды, особый температурный режим. Окна расписаны прекрасными витражами с изображением сцен из Ветхого Завета. Главной скульптурой, украшающей большой орган, является фигура Пресвятой Девы Марии Кёнигсбергской– покровительницы Собора. Прекрасный орган оформлен в стиле барокко – огромным количеством узоров, деревянных фигур в виде ангелов, а также лепниной. Он имеет 6301музыкальную трубу. Из слов ведущего мы узнали, что на этом органе учился играть известный писатель-романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Концерты органной музыки проходят здесь каждые выходные. Играет один из титулярных органистов Кафедрального собора, лауреат международных конкурсов Мансур Юсупов. В его программе прозвучали известная всем Токката и фуга d-moll И.С. Баха, Хоральная прелюдия «Единому Богу в Вышних слава», а также сочинения немецкого композитора, много работавшего в области органной музыки, Макса Регера(Интродукция и пассакалия d-moll и французского композитора Сезара Франка(Прелюдия Фуга и вариации). В заключение концерта было исполнено сочинение «Литания» француза Жана Алена, прославившегося благодаря своей органной музыке.

Возвышенное звучание органа произвело сильнейшее эмоциональное воздействие на публику, ведь многие зрители-туристы оказались на таком концерте впервые. Даже дети были серьезно увлечены и даже удивлены игрой органиста-виртуоза: ведь он играл и ногами, и руками одновременно, причём на нескольких мануалах, да ещё и менял качество тембра звука, нажимая специальные кнопки на панели управления. После каждого произведения слушатели не могли сдержать эмоций, раздавались продолжительные аплодисменты.

Вся атмосфера мероприятия в стенах величественного собора погружала меня, и, думаю, остальных присутствующих в какое-то космическое состояние полёта души и оставила неизгладимое впечатление.

Путешествовала Ксения Викторова, студентка-музыковед III курса.