Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Город на Неве

Опубликовано: 15 апреля 2019

Думается, нетрудно догадаться, что речь пойдёт о нашей Северной столице. Именно такое название носит выставка в Башкирском государственном художественном музее им. Нестерова, проходящая в рамках фестиваля «Петербургские сезоны в Уфе».

Все работы принадлежат художникам из Санкт-Петербурга и Уфы. Попадая в выставочный зал, словно окунаешься с головой в атмосферу и настроение Петербурга. Пожалуй, самое первое, что бросается в глаза при входе, это огромное полотно, на котором изображён основатель Петербурга – Петр I. Написал уфимский художник Евгений Клейменов. Пётр сидит с трубкой в руках и смотрит заинтересованно в даль, перед ним – столик с бумагой и чернилами, а позади возвышается корабль. Автор любил историю и, приступая к работе над избранной темой, тщательно изучал эпоху, культуру, быт и костюмы. В действительности картина выглядит так, будто рисовалась с натуры, несмотря на то, что была написана в 1986 году.

Левее расположились работы Вадима Фалиева, линогравюры «Белая ночь в Петербурге» и «Дождь в Петрограде». Обе обладают уникальностью, поскольку являются первыми образцами техники гравирования на линолеуме. На этом акцентирует внимание в пояснительной программе к выставке автор экспозиции Светлана Игнатенко.

Прогуливаясь дальше по залу, будто идёшь по улицам Петербурга. Вот открывается сквозь распускающиеся деревья вид на Исаакиевский собор. Пройдя чуть дальше, попадаешь в большой двор Зимнего дворца. Это работы ещё одного уфимского художника, Бориса Домашникова – «Исаакий. Ленинград» и «Весна в Ленинграде». Они были созданы под впечатлением поездки в Северную столицу, состоявшейся в 1978 году.

Напротив портрета Петра I, в другом конце зала, расположилась главная улица и одна из известных достопримечательностей города – «Невский проспект», работа ленинградской художницы, родственницы русского поэта Марины Тиме-Блок. Не удивительно, что именно эта картина заняла почётное место на афише выставки.

Прогулки по городу продолжаются пейзажами Андрея Ветрогонского, выполненными в смешанной технике: «Осень на Карповке», «Синие купола», «Дом с башнями (На Петроградской)», «Зелёное облако (На Карповке)». По той же теме – гуаши Владимира Кордубайло «Ленинградские крыши», «Одиночество», «В порту».

Все представленные полотна настолько разные по жанрам, технике письма и цветовой гамме, даже если принадлежат кисти одного художника! Но всё же их объединяет один образ – величественный Санкт-Петербург. Выставка не оставит равнодушным ценителей искусства и придётся по душе всем влюбленным в этот прекрасный город.

Мадина Залаутдинова, студентка-музыковед 4 курса.